Oct. 21st, 2016

это, в сущности, не так уж и плохо, если параллелизм не полный, а частичный. Не тавтологический, так сказать, а с сущностными различиями наряду со сходствами.

Я узнал о существовании cotorsion modules и услыхал слово flat cover conjecture в мае 2009 года из бесед во время воркшопа в Падерборне (задав вопрос, не известно ли чего-нибудь об инъективных объектах в точной категории плоских модулей). О существовании понятия complete cotorsion pair -- из чтения литературы в Москве в ходе размышлений о контрагерентных копучках весной 2012 года. Определение tilting objects выучил в Хайфе в мае-июне 2016. О существовании Wakamatsu tilting modules узнал в Праге в начале октября 2016.

В результате в моей книжке по полубесконечной гомологической алгебре, написанной в основном в 2007-08 годах, пруд пруди этих complete cotorsion pairs, а основные результаты ее могут быть сформулированы как некоторые Wakamatsu tilting derived equivalences. При этом техники работы с этими структурами, разработанные в моей книжке, сильно отличаются от тех, которыми пользуются люди, пишущие про все эти англоязычные термины. Как отличаются -- почти не пересекаются -- и классы примеров, которыми интересовались они и я.

... Может быть, в этом состоит разница между московскими математиками гельфандовско-манинской школы и европейцами. Европейский математик встречается со своими коллегами на конференциях, где они обсуждают свои идеи и работы, потом читает несколько работ, о которых уже несколько раз устно слышал, и делает инкрементальный шаг вперед на основе услышанного и прочитанного. Рассказывает о нем на конференциях, пишет статью и т.д.

А московский математик годами тихо сидит в своем углу и сосет лапу. И читать что-либо берется не раньше, чем решит, что половину этого уже знает и хочет узнать вторую половину (условная цифра "половина" варьируется от одного московского математика к другому). Ну, а потом оказывается, что он сам по-своему все придумал, что они там все эти годы обсуждали. Но как-то не совсем так, а иначе. И эффект от соединения одного с другим может быть, вообще говоря, очень сильным. Хотя, кто знает.
Еще раз повторю: многим людям свойственно предпочитать грозу предгрозовой духоте. Не только условный Моторола, но и условный я лучше чувствую себя в мире 2014-го года, нежели 2013-го. Это обстоятельство не отменяется тем фактом, что в момент бифуркации я призывал остановить наступление мира 2014-го года в России, а Моторола действовал в противоположном направлении.

В конце концов, повернись дело так, как я хотел, без потрясений тоже вряд ли бы обошлось. Просто так оно началось с тряски в Донбассе, а как я хотел, началось бы с тряски в Москве. Перестановка этих слагаемых изменила бы сумму, но базовых реалий она не могла бы отменить.

Мне больше нравится, когда трясет, чем когда гнетет; но у большинства людей все же противоположные предпочтения. "Человек -- существо социальное", а я -- существо антисоциальное. Так, наверное, можно это прокомментировать.

Разница в том, что гнет усиливается по мере того, как люди приспосабливаются к гнету, а тряска ослабевает, когда люди приспосабливаются к тряске. После этого они снова выбирают гнет, и цикл "неподдержабельная стабильность -- деградация -- кризис -- разрешение кризиса -- поиск новой стабильности" повторяется.

Так будет продолжаться до тех пор, пока... пока что? Один из возможных ответов -- пока люди не осознают необходимость иметь временной горизонт -- если не в делах практического планирования, то хотя бы в мыслительной рефлексии -- длины, превышающей длину предыдущей волны цикла. Так, чтобы ни угроза, ни факт наступления очередного кризиса и тряски не казались чем-то экстраординарным.

Впрочем, не должна казаться чем-то экстраординарным и предкризисная деградация с нарастающим гнетом.
Понимать это следует так: большинству людей нравится оппортунистически паразитировать на дырах и уязвимостях социальных отношений, усугубляя их. Большинство остальных предпочитают искать себе удобные или безопасные ниши, в которых возможности для паразитирования ограничены, но и ограничен и дискомфорт, который они испытывают вследствие несовершенства социальных отношений.

А мне сам факт моего пребывания в социальной среде, целиком состоящей из дыр и уязвимостей, острый дискомфорт доставляет. Мне интересна демонстрация поведенческих стратагем, позволяющих выявлять и чинить такие дыры и уязвимости (хотя бы даже ценой высоких рисков или издержек для применяющего такие стратагемы, особенно, впервые их демонстрирующего и применяющего).

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 5678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 7th, 2026 05:10 am
Powered by Dreamwidth Studios