[personal profile] posic
Штука, видимо, действительно в том, что я отчасти восточный человек. В конце концов, если на то пошло, у моей дочки дедушка -- узбек из Хорезма.

Вроде, Честертон где-то писал, что, дескать, он бы хотел, чтобы в Англии евреи могли занимать сколь угодно высокие должности -- но должны были при этом всегда ходить в восточном одеянии, чтобы сразу было видно, что они евреи, а не кто-нибудь еще.

Я не согласен так жить. И просто признать себя (потенциальным) американцем -- тоже в свое время не согласился. Может быть, отсюда мои проблемы с англосаксонскими странами и их визовыми политиками.

В конечном итоге, можно, конечно, вспомнить о том, что у современной цивилизации смешанные западно-восточные корни (греческо-римская культура, еврейская религия), и в еврейской истории было противостояние между эллинистами и хасмонеями/маккавеями. Но это банально.

Date: 2016-12-15 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] notnef-566.livejournal.com
Да, было что-то такое у Честертона. Забавно, кстати, что при этом он не против даже того, чтобы еврей был архиепископом Кентерберийским: последний в восточной одежде - зрелище комическое.

Кстати, как бы вы эту "восточность" определили?

Я бы сказал, что разница между Востоком и Западом в том, что последний исходит из веры в разум, в познаваемость (по крайней мере, до определенного уровня) мира вокруг. Поэтому, наверное, на Западе возникла наука. Восток более "иррационален" в этом смысле, то есть он более склонен к мистике. В еврейской традиции, кажется, тоже как-то отражается это разделение: рационалистическая линия, идущая от Маймонида, и чисто мистическая, которая представляется каббалистами или еще кем-нибудь.

Date: 2016-12-15 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Восточность состоит в том, что при произнесении слова "кастрация" вас начинает изо всех сил колотить. При произнесении слова "девственник" -- в чуть меньшей степени, но тоже преизрядно.

При произнесении слова "сцыкотно" -- вы довольно сильно внутренне напрягаетесь, чувствуя, что дело идет не к добру. Когда к вам в журнал заходит юзер с комментарием, содержащим слово "срать" (на ровном месте, с вашей точки зрения) -- вы ненавидите его всей душой и хотите убить.

В том, что вы ощущаете фундаментальную безнадежность культуры, в которой через слово говорят "ёб твою мать" и "пошел нахуй". В том, что вы знаете, что сокрыто за словами "в русском языке неопределенный артикль "бля" произносится перед каждым словом". Можете прочитать эту надпись на стене (если что, она гласит: "в России все женщины -- бляди").

Одновременно вы ощущаете фундаментальную прочность, где-то даже неуязвимость, непобедимость культуры, в которой через слово говорят "мужик с яйцами". В которой одно и то же слово означает "хуй" и "оружие". Или, еще лучше, "вооружить и "выебать" (применительно к женщине, например). Вот это последнее -- полный блеск. (Если что, имеется в виду современный иврит.)

Западность состоит в том, чтобы делать вид, что всего этого не существует. И называть этот свой блаженный идиотизм -- "рациональностью". (Одновременно, конечно, западность -- это математика, и программирование, индивидуальные свободы, и предпринимательский капитализм, и множество других замечательных вещей.)

Date: 2016-12-15 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] notnef-566.livejournal.com
Интересно, спасибо.

Мне кажется, что тут следует различать западность сейчас и западность, имевшую место какое-то количество веков назад. Эффект смягчения нравов, я бы сказал. То есть, грубо говоря, сейчас мало кого колотит от слова "кастрация" просто по той причине, что никого не кастрируют (обычно), и для людей это стало чистой абстракцией. Аналогичная история с "девственником" или "девственницей": смягчились сексуальные нравы и этот вопрос не стоит столь остро. В Средние века, несомненно, стоял.

С остальным я во многом согласен. Видимо, я тоже отчасти восточный человек.

Date: 2016-12-15 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Кстати, вы понимаете, почему "я девственник/девственница" -- это ужасные слова? Это штука даже не восточная, а прямо языческая. Девственниц приносили в жертву, чтобы вызвать милость богов. Когда про кого-то говорят, что он/она девственник или девственница -- это речь идет о том, что этого молодого человека или девушку предлагается жестоко убить.

Date: 2016-12-15 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] notnef-566.livejournal.com
>Девственниц приносили в жертву, чтобы вызвать милость богов

Да. Но при этом в некоторых местах вроде бы тех девушек, которых с детских лет назначали жрицами, убивали, если они переставали быть девственницами - https://en.wikipedia.org/wiki/Vestal_Virgin#Punishments.

Date: 2016-12-15 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Ну, так это инвертированный вариант той же самой жестокости. Правда в том, что девственница кто-то там или не девственница (и что это значит вообще) -- это тайна такая. Никому не нужно это знать.

Date: 2016-12-15 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Скажем, весь современный мир, его политическое устройство -- эпоха национальных государств -- родилась от того, что девственницу сожгли на костре (Жанну д'Арк).

Date: 2016-12-15 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Собственно, то же самое и со мной случилось. Я признался своей гарвардской возлюбленной, что у меня никогда не было секса (при последнем или предпоследнем объяснении, на самом уже пороге разрыва наших отношений, где-то в марте 1997 года). Таки чудом жив остался, в последующие месяцы.

Это при том, что слова "девственник" я не произнес. Чувство собственного достоинства сработало, подсказало, что можно при последней крайности сделать, а чего все-таки и в таком положении лучше избегать.

Date: 2016-12-17 06:28 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Фундаментальная безнадежность - это не когда матерятся, а когда необучаемы.

Пример по ссылке: https://habrahabr.ru/post/317818/ - там необучаемы все, если не сказать безнадежно тупы.

Date: 2016-12-18 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Фундаментальная безнадежность в том, что мужик, охраняющий важный узел связи, привык материться. К нему полезут, он выматерится, его убьют. По закону Лёни Посицельского.

Date: 2016-12-18 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Собственно, просто потому, что мат -- это техническая трансгрессия смертельного оскорбления. В мире, где за (какие-то) оскорбления убивают, а (каких-то) технических трансгрессий при этом не признают -- можно убить и за мат.

Date: 2016-12-18 11:32 am (UTC)
From: (Anonymous)
Если охранника так просто убить,то такой охранник нафиг не нужен.

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25 26 27 28 29 3031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 08:30 am
Powered by Dreamwidth Studios