[personal profile] posic
Придумал, как оценить в цифре мою работу над рецензиями, которые я сейчас пишу: разделить размер исходного TeX-файла моей рецензии (в килобайтах) на размер TeX-файла авторской статьи, скачанного с Архива (в них же). Получил для двух написанных в этом году рецензий цифры: 13% (это более одобрительный отзыв) и 20% (это более критический). В составе текстов самих рецензий, при этом -- примерно четверть-пятую часть составляет пересказ содержания рецензируемой статьи и остальные три четверти-четыре пятых -- поправки, замечания и претензии к авторскому тексту.

Почему я изо всех сил стараюсь рецензировать с такой вдумчивостью и тщательностью, отчасти даже нарочно демонстративной, те работы, которые я соглашаюсь сейчас рецензировать? Несмотря на то, что написание таких рецензий мне, в общем, нелегко сейчас дается. Еще более демонстративно, публично отвергая при этом просьбы о рецензировании, поступающие из журналов, попавших в мой черный список?

Есть ли разница между теми и другими журналами? Некоторая, может быть, есть, но небольшая. Репутация Compositio (с которыми я сотрудничаю), в самом деле, получше, чем у Duke (которых я послал). Тройка журналов Лондонского матобщества (с их общей редколлегией) -- в самом деле представляется сейчас заведением поприличнее, чем Advances (стали после смерти их основателя Джан-Карло Рота).

Случайна ли корреляция между этими репутационными наблюдениями и тем фактом, что работу с моим соавторством издали когда-то в Композитио, но в Дюке две мои работы были отвергнуты (вторая даже вовсе без всяких объяснений)? С тем, что из LMS мне прислали когда-то отказ вдумчивый и вежливый, оказавший полезное влияние на мою дальнейшую работу над статьей -- в результате чего я решился послать потом туда другую свою работу, которую там напечатали? А из Адвансез пришел в свое время отказ бессмысленный и высокомерно-хамский (после чего я не стал туда ничего больше подавать, а наоборот, назначил их первой жертвой своей зарождавшейся политики бойкота)?

Корреляция, может быть, и не вполне случайна, но дело не в этом. Вряд ли разница между всеми этими лавочками, работающими с одним и тем же примерно пулом редакторов, рецензентов и авторов -- вряд ли разница между ними так уж драматически велика. Дело не в том.

Я со своими скромными ресурсами не могу организовать наказание пороков и вознаграждение добродетелей в масштабах международного математического сообщества, или даже той его части, которая близка мне по тематике. Но я могу продемонстрировать 1. различие, контраст между пороком и добродетелью, и 2. пример, прецедент и возможный механизм наказания порока.

Если присылаемые мне рецензии на мои работы безответственны и бессмысленны -- пусть же тем более будут ответственны и осмысленны те рецензии, которые пишу я. Пусть журналы, оскорбившие меня своими произвольными отказами, выписанными моим прекрасным работам, бойкотируются мною в ответ -- зато для редакций, которым посчастливилось не попасть под мой бойкот, я уж расстараюсь.

То ли это, что им нужно? Интересно ли даже лучшим из современных математических научных редакций получать развернутые, продуманные рецензии с осторожно, внимательно и, подчас, неоднозначно сформулированными рекомендациями печатать/не печатать? Или все, чего они хотят -- это побыстрее как-нибудь раскидать на две стороны заваливающий их стол мутный поток полухалтурной продукции карьеристов-авторов -- а все, что я пытаюсь делать, будь то как рецензент или как автор научных работ, есть не более, чем затянувшееся упражнение в метании бисера?

Может быть, что и так, но чем больше халтуры вокруг, тем лучше должно быть то, что делаю я. Зачем? Затем же, зачем очень многое, что я делал в своей жизни. Показать пример. Продемонстрировать образец. Зарегистрировать протест.

Последнее для меня почему-то -- всегда было и остается -- очень важно.

Демонстративная тщательность рецензирования, как и вызывающая демонстративность отказов от рецензирования, становятся двумя способами регистрации протеста против того обращения, которое слишком часто получали в руках рецензентов и редакторов мои работы.

Date: 2016-03-20 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dvulis.livejournal.com
Интересно бы было сравнить, кого вы бойкотируете, кого другие...

Date: 2016-03-20 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Из людей, с которыми я беседовал -- некоторые говорили, что отказываются рецензировать для журналов, для которых они раньше писали резко-отрицательные рецензии на чьи-то работы, а плохие работы эти были, тем не менее опубликованы (разгромные рецензии, написанные моими собеседниками, проигнорированы). Идея отказываться рецензировать после такого -- похоже, является относительно распространенной.

Концепция бойкота журналов в ответ на произвольные или плохо обоснованные отказы в публикации работ, написанных когда-то данным запрашиваемым рецензентом в качестве автора -- представляется моей новацией. Во всяком случая, я это сам придумал и нигде больше не встречал.

Идея сама по себе достаточно очевидна, конечно, как очевидна и пара логических обоснований (мои работы для вас слабые -> я не компетентен судить о качестве работ на вашем уровне + утратил доверие к вашему редакционному процессу -> не могу участвовать в том, чего не понимаю/чему не доверяю). Но одновременно очевидно, что подход этот обоюдоострый и довольно опасный -- то есть тут нужен определенный уровень рассерженности вкупе с решительностью и отсутствием трусости.

Мне в чем-то легче, чем, быть может, другим, отчасти потому, что по состоянию на момент инициации моей политики бойкота я исходил (если и не вполне тогда еще осознанно) из предположения, что мои работы, которые в то время отвергались редакциями -- это навсегда или надолго вперед самые популярные и публикабельные мои работы. Если уж это здесь не печатают, то последующее тем более никогда не напечатают. В этом смысле я мог ощущать, что терять мне нечего.

Дальнейшее развитие событий эти мои ощущения вполне подтверждает. Работы того периода все уже вышли из печати; те из них, что отвергались по кругу -- пробились в итоге в достаточно приличные издания. Более поздние свои работы я подаю в менее престижные журналы.
Edited Date: 2016-03-20 10:36 pm (UTC)

Date: 2016-03-20 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dvulis.livejournal.com
спасибо, очень интересно!
Мне эта идея очень нравится.

Date: 2016-03-24 07:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
недавно на личном опыте с IMRN я убедился, что почти любую хорошо оформленную, но бессмысленную работу, можно опубликовать в "хорошем" журнале
я еще даже не начал печататься по-хорошему, но это уже полностью подорвало мою веру в peer review

Date: 2016-03-24 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Зачем вы написали бессмысленную работу? И послали ее в журнал? Помимо репутации журнала, существует ведь и ваша репутация как автора.

Вообще, peer review -- это не предмет веры. Для разумных людей (в противоположность лицам, стремящимся использовать абстрактный авторитет науки для пускания пыли в глаза своим критикам и скептикам). Рецензирование есть не более чем умеренно эффективный способ повышения качества публикуемых работ, которым пользуются за отсутствием лучшего.

Я бы сказал, что проблема начинается именно в тот момент, когда от систематического пропускания плохих работ рецензенты и редакторы незаметно переходят к систематическому зарубанию хороших (а не просто посредственных пограничной проходимости). Можно сказать, от пропускания блестяще оформленных бессмысленных работ -- к зарубанию неброско или неконвенционально оформленных осмысленных. Отсюда мой протест, сконцентрированный именно на этом аспекте.

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 01:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios