[personal profile] posic
Наряду с аналогом "цело-цело-конечной" последовательности Бокштейна, обсуждавшимся в предыдущих постингах, хотелось бы иметь также аналог "конечно-конечно-конечной" последовательности в общей ситуации редукции точных категорий. Для простоты, мы ограничимся здесь редукциями по эндоморфизмам тождественного функтора.

Пусть F -- точная категория, и пусть σ, τ: IdF → IdF -- два естественных преобразования, бьющих из тождественного эндофунктора на категории F в него самого. Другими словами, для всех объектов X ∈ F заданы эндоморфизмы σX, τX: X → X, образующие коммутативные диаграммы со всеми морфизмами X → Y в категории F.

Предположим, что для каждого трех естественных преобразований σ, τ, στ: IdF → IdF существуют дополнительные данные ("консервативные точные функторы" в подходящие базовые точные категории), с помощью которых можно определить редуцированные точные категории Gσ = F/σ, Gτ = F/τ, Gστ = F/στ. (Будем предполагать, опять же для простоты, во всех трех случаях, что функторы подкрутки на базовых категориях тоже тождественные.)

Обозначим функторы редукции через gσ: F → Gσ и аналогично для τ и στ. Утверждается, что в этих условиях для любых двух объектов X,Y ∈ F имеется естественная длинная точная последовательность

ExtGτn(gτ(X),gτ(Y)) → ExtGστn(gστ(X),gστ(Y)) → ExtGσn(gσ(X),gσ(Y)) → ExtGτn+1(gτ(X),gτ(Y)) →

Строится эта точная последовательность следующим образом. Вторая стрелка ExtGστn(gστ(X),gστ(Y)) → ExtGσn(gσ(X),gσ(Y)) индуцирована естественным точным функтором Gστ → Gσ, существующим постольку, поскольку всякий функтор, аннулирующий σ, аннулирует также и στ (и в предположении, что консервативный точный функтор F → Eσ, с помощью которого строится точная категория Gσ, раскладывается в композицию консервативного точного функтора F → Eστ, с помощью которого строится точная категория Gστ, и какого-то точного функтора Eστ → Eσ) (зачеркнутое неверно; как строить вторую стрелку, объясняется в следующем постинге).

Граничное отображение ("гомоморфизм Бокштейна") ExtGσn(gσ(X),gσ(Y)) → ExtGτn+1(gτ(X),gτ(Y)) есть композиция граничного отображения ExtGσn(gσ(X),gσ(Y)) → ExtFn+1(X,Y) и отображения ExtFn+1(X,Y) → ExtGτn+1(gτ(X),gτ(Y)), индуцированного функтором gτ. Что касается первой стрелки ExtGτn(gτ(X),gτ(Y)) → ExtGστn(gστ(X),gστ(Y)), то она строится аналогично тому, как (но проще, чем) строится в разделе 4.5 статьи Mixed Artin-Tate motives... (вышеупомянутое) граничное отображение в "цело-цело-конечной" последовательности Бокштейна.

Конструкция основана на лемме 4.5 из раздела 4.4 той же статьи, согласно которой "большое градуированное кольцо" ExtGτ*(gτ(X),gτ(Y))X,Y∈F индуцировано со своей нулевой градуировочной компоненты как (левый или правый) "большой градуированный модуль" над большим градуированным кольцом ExtF*(X,Y)X,Y∈F (в смысле, с нулевой градуировочной компоненты как модуля над нулевой градуировочной компонентной последнего большого кольца). Поэтому достаточно построить искомое отображение на классах Ext степени 0 и проверить необходимые согласования.

Пусть имеется морфизм gτ(X) → gτ(Y) в категории Gτ. Тогда можно подобрать допустимый эпиморфизм X' → X, допустимый мономорфизм Y → Y' и морфизмы X' → Y и X → Y' в категории F, образующие коммутативный квадрат в категории F, образы которых при функторе gτ вместе с исходным морфизмом образуют два коммутативных треугольника с общим ребром в точной категории Gτ. Квадрат из морфизмов в категории F коммутативен по модулю идеала морфизмов, делящихся на τ. Заменяя обе стрелки X' → Y и X → Y' на их композиции с эндоморфизмами σ (все равно, какой из вершин, т.к. естественное преобразование), получаем новый коммутативный квадрат из морфизмов с теми же вершинами в категории F, коммутативный по модулю идеала морфизмов, делящихся на στ.

Пусть K → X' -- ядро допустимого эпиморфизма X' → X и Y' → C -- коядро допустимого мономорфизма Y → Y'. Тогда композиции K → X' → Y и X → Y' → C делятся на τ, если подразумеваются исходные морфизмы X' → Y и X → Y' (поскольку они аннулируются функтором gτ), и, следовательно, на στ, eсли новые. Ввиду последнего, коммутативный (согласно предыдущему абзацу) образ нового квадрата при функторе gστ можно (единственным образом) дополнить стрелкой gστ(X) → gστ(Y) так, чтобы коммутативность сохранилась. Искомое отображение на классах Ext степени 0 построено.

Согласованность с умножениями на морфизмы, приходящие из F, сразу следует из этих построений, так что отображение можно продолжить на классы Ext всех степеней. Остается показать, что "левая" и "правая" конструкции искомого отображения дают одинаковый результат. Достаточно проверить это для классов Ext степени 1, что делается с помощью чуть более простой версии того же рассуждения, которым доказывается аналогичное утверждение в разделе 4.5 все той же статьи. Вместо квадрата 3x3 из коротких точных последовательностей, который строится в разделе 4.5, надо будет просто построить морфизм коротких точных последовательностей, выражающий искомое равенство левой и правой композиций морфизмов с классами Ext^1.

Из сравнения конструкции выше с конструкцией "цело-цело-конечного" отображения Бокштейна в том же разделе 4.5 ясно, что композиция построенного отображения ExtGτn(gτ(X),gτ(Y)) → ExtGστn(gστ(X),gστ(Y)) с граничным отображением ExtGστn(gστ(X),gστ(Y)) → ExtFn+1(X,Y) равна граничному отображению ExtGτn(gτ(X),gτ(Y)) → ExtFn+1(X,Y). Теперь нетрудно убедиться, что описанная в постинге http://posic.livejournal.com/994724.html диаграмма, составленная из групп Ext между образами объектов X, Y ∈ F в категориях F, Gσ, Gτ, Gστ коммутативна, так что точность искомой "конечно-конечно-конечной" последовательности Бокштейна следует из точности "цело-цело-конечных" последовательностей Б. ввиду аргумента с диаграммным поиском, о котором говорится в том постинге.

Date: 2018-12-21 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
А как-то это понять в терминах эпсилон-дельта терминологии можно?

Date: 2018-12-21 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Нет, конечно. Эпсилон-дельта формализм тут ни при чем совсем. Математика велика и разнообразна, а в стандартной вузовской программе представлено лишь несколько маленьких кусочков.

Date: 2018-12-21 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Тогда на уровне детской сказки, что то вида "Жил был тождественный функтор который решил женится на эндоморфизме с ее редукциями..." что-то вроде "Гомологии и когомологии непрерывных кобордизмов для самых маленьких".
Представьте себе, что вы внукам рассказываете о трудах всей своей жизни, так, чтобы они поняли.

Date: 2018-12-21 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Зачем внукам такая сказка? Какой в ней интерес?

Если мне вообще удастся увидеть внуков, это будет очень хороший результат. Увидеть их в таком возрасте, когда можно будет пытаться рассказывать им о трудах моей жизни... Маловероятно.

Но, вот я читателям моего ЖЖ рассказываю о трудах моей жизни. Без всяких сказок. Как видно, получилось достаточно увлекательно, чтобы вы пошли разыскивать и комментировать пятилетней давности математический постинг. То есть, что-то понять все-таки может кто-то. Но не математическое содержание, конечно.

Date: 2018-12-21 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Знание, которое направлено не в будущее, или не для прояснения понимания настоящего - может ли такое знание претендовать на постижение какой-либо истины? А если такое знание еще и скрывать от людей интересующихся им, не будет ли такое сокрытие преступлением против собственного мозга, рождающего знания в творческих муках.

Философия сокрытия знания, вполне понятная в средние века, когда за ересь могли и сжечь, а за обещания превратить свинец в золото вешали регулярно, в периоды, когда научной парадигмой становится датаизм - максимальная открытость информации и взаимоперекрестной передачи идей и методов из разных областей знания, и совсем непересекающихся наук заставляет искать формы единого языка общения, доступного для восприятия как профессионалами, так и сторонними наблюдателями, желающими разобраться в оценках ситуации. Гениальные прозрения должны освещать путь не только двух трех десятков человек, вовлеченных в сходные тематики, но также и популярные выжимки из них должны наталкивать остальные 95 процентов идиотов к причастности. Что-то типа "эйнштейновская теория относительности говорит, что все относительно". Это заставляет их хотя бы минимальным образом следить за развитием научной мысли.


Edited Date: 2018-12-21 04:01 pm (UTC)

Date: 2018-12-21 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
"Эйнштейновская теория относительности говорит, что все относительно" -- это профанация, приносящая очень много вреда и никакой пользы.

Я не готов быть никем заставляемым -- и не собираюсь никого заставлять. В причастности идиотов к моей деятельности я ни в малейшей мере не заинтересован.

В то же время, я нисколько свое знание не скрываю. Мы пишем эти комментарии под открытым постингом, содержащим такое знание. Пожалуйста -- читайте, берите, используйте. Непонятно? Сначала придется долго учиться, да. Царской дороги в геометрию нет.

Я тебя не трогаю, и ты меня не трогай
Иду своей дорогою – иди своей дорогой
Я тебя не трогаю, иду своей дорогою
И ты меня не трогай, иди своей дорогой

Date: 2018-12-21 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Учиться придется - да. Вот только почему вы считаете что долго?

Date: 2018-12-21 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Потому, что математика -- это иерархия абстракций. От овладения понятием математического доказательства до овладения основными концепциями, на которые опирается этот постинг -- 5-10 лет упорной учебы. В зависимости от возраста, способностей и т.д.

Date: 2018-12-21 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
А если мне от математики нужен всего-навсего единственный метод - вот хочу я научиться интегрировать действия для полевых переменных не по траекториям, как в фейнмановском формализме, а по калибровочным связностям - свойствам полей сохранять свои качества под воздействием некоторых групповых преобразований, вы меня тоже пошлете в длительные тренировки по диагонализации квадратичных форм?

Date: 2018-12-21 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Я скажу, что ничего об этом не знаю, и вообще это, видимо, не математика, а физика. Соответственно, к физикам вас и пошлю. А там уж они не знаю, куда пошлют. Я никого в длительные тренировки по обращению матриц и решению ОДУ в квадратурах не посылал никогда и не посылаю -- но я и не физик. Я посылаю решать задачки для настоящих математиков -- красивые, нестандартные, одна на другую не похожие. На доказательство, и т.д.

Date: 2018-12-21 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Намекаете на двухтомник Полиа Сеге?

Date: 2018-12-21 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Я не помню даже, как он называется. Что там внутри содержится, тем более. "Задачи и теоремы из анализа" -- это он? В любом случае, я думаю, что-то аналитическое. Однако, я алгебраист. Анализ последний раз преподавал... не считая приема задач из листков... в 1993-94 годах, что ли? Что-то в этом роде.

Date: 2018-12-21 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Там ТФКП в основном. Довольно-таки олимпиадное.

Date: 2018-12-21 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Трудности объяснения нематематику, в чем состоит математическое образование -- в смысле, образование, которое нужно получить, чтобы понимать научную математику.

Реальность (очень грубо-приблизительно): прочитать десять книг на разные темы, в порядке быстрого возрастания сложности и абстрактности, прорешав по два десятка упражнений к каждой. Или прослушать двадцать курсов на разные темы, тоже в порядке возрастания, прорешав по три десятка упражнений к каждому. После этого прочитать тридцать статей, внимательно разобрав доказательства.

Представление нематематика: решить два тома упражнений на одну тему (о существовании других тем он не слыхал, и саму возможность их существования вообразить себе ему не удается).
Edited Date: 2018-12-21 08:31 pm (UTC)

Date: 2018-12-21 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Собственно, суть вопроса в том и состоит - каков шаг возрастания уровня абстрактного, чтобы не терялась связность восприятия математики как предмета, обладающего собственным методом - читай средством объяснения процесса мышления. Причем, для связного и непротиворечивого понимания математика, по моему имхо, должна иметь объяснения взаимно доступные для профессионалов-математиков из разных ее частей.
То есть язык иерархического структурирования переходов от частного к общему должен иметь оинаковые слова как для алгебраистов, так для функанщиков и топологогеометрических представителей.

Date: 2018-12-21 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
В некоторых книгах (учебниках и монографиях) написано, что для понимания, скажем, главы 7 нужно прочитать главы 1, 3 и 6. Так что Вы можете поискать нужные Вам термины в книгах, выяснить, во что нужно вникнуть, чтобы разобраться в материале, потом найти где-нибудь эти предварительные сведения, и.т.д. Скорее всего, в итоге от Вас не потребуется учить "всю математику". Но если ограничится только минимально необходимым набором литературы, полученное знание будет достаточно "дырявым".

Как вариант - можно попросить человека, который хорошо разбирается в интересующем Вас вопросе, потратить пару вечеров на то, чтобы подобрать Вам литературу.

Date: 2018-12-21 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Я говорил о достаточно частном вопросе, для понимания которого знание всей математики является избыточным. Достаточно часто развитие науки идет вполне независимыми параллельными курсами - теория групп Галуа, Абеля и Ли являясь по сути совершенно отдельной областью абстрактных задач вдруг становится едва ли не самым востребованным инструментом у квантовых расчетчиков атомных и молекулярных спектров и тогда физики учат скороговорки о характерах неприводимых представлений, и поэтому хочется выяснить как физически, не изобретая велосипеда использовать тот уровень иерархически структурированной сложности современных систем алгебраической математики в применении к решению нетривиальных постановок физических задач.

Date: 2018-12-21 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Да, знание всей математики для этого вопроса избыточно - что весьма удачно, потому что всю математику не знает никто.:) Но вычленить ту часть математики, которая необходима - нетривиальная задача.

Date: 2018-12-21 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
"Английский кремарторий Альберт Эйнштейн изобрел такую махинацию, через которую всякая штука относительна" (Д. Хармсъ)

Date: 2018-12-21 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
В пику теории относительности, говорящей о том, что все относительно, студент Пентюшкин изобрел теорию замечательности. (старинная студенческая шутка).

Date: 2018-12-29 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] akor168.livejournal.com
Эти сказки еще должны быть написаны, и основная проблема, что те, кто их может написать, им это неинтересно, а те кто бы их читал, естественно не могут их написать.
Материал для этих сказок даже разбросан скажем, во всяких обзорах и на него можно натолкнуться. Вот например, на днях листая электронный вариант Bulletin AMS наткнулся на рецензию на книгу про р-адические ДУ,

http://www.ams.org/journals/bull/2012-49-03/S0273-0979-2012-01371-X/S0273-0979-2012-01371-X.pdf

и там в частности приводится интерпретация(Turritin's theorem), как теорема о существовании решений ДУ n-го порядка с постоянными к-ми может быть записана в терминах модулей и тем самым обобщена с действительных постоянных к-тов на весьма широкий класс колец. Грубо говоря, вот этот пример перевода того, чем занимается хозяин этого журнал, на эпсилон-дельты. Другой вопрос, что для других вещей, которыми занимается автора, перевод еще не сделан и неизвестно когда будет сделан, может и через 100 лет.

Date: 2018-12-29 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Спасибо. Но теперь уже не стоит отвечать здесь на комменты greygreengo -- он забанен и не сможет поддержать разговор. См. https://posic.livejournal.com/1871330.html

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25 26 2728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 07:30 am
Powered by Dreamwidth Studios