Тут есть существенный, с моей точки зрения, вопрос. Имеет ли ребёнок (лет с 7-10) право на получение опыта жизни вне родной семьи?
Хотя существование этого права явно не акцентируется в законодательстве, тем не менее мне оно кажется вполне естественным. И обязательность именно школьного общего образования это право обеспечивает.
Тут есть существенный, с моей точки зрения, вопрос. Имеет ли право ребенок (лет с 7-10) право на получение опыта жизни в детском доме вообще и российского образца в частности, в принудительно сформированном коллективе, аналогичном тюремной камере, каковым является государственно-принудительная школа, и прочего подобного опыта?
Хотя существование этого права явно не акцентируется в законодательстве, тем не менее российскому чиновничьему классу и его симпатизантам из числа так называемой интеллигенции оно кажется вполне естественным. И обязательность именно школьного общего образования это право обеспечивает.
Это всё очень ловко в полемическом отношении, я в восхищении.
К несчастью, я имею довольно длительный опыт наблюдения за идиотами, приехавшими в глухую деревню за тем "чтобы стать ближе к земле", за процессом их десоциализации, и за дальнейшей судьбой их детей. "Устав от шумного мегаполиса", ага.
Кстати, насчёт прав ребёнка - когда, всё-таки, он приобретает право на личный социальный опыт (не возможность, а именно право)?
В вопрос "когда, все-таки, ребенок приобретает право на ..." все, что угодно можно подставить. От мяса говядины и рыбы трески до театра и картинной галереи. Мера осмысленности во всех случаях одинаковая.
Вопрос лжив по сути своей. В реальности речь идет о праве на проживание в детском доме.
Пока ребенок остается ребенком, за него решают родители. Когда он становится взрослым, он решает за себя сам. Чиновники из "опеки" могут идти на все четыре стороны. Их служба подлежит расформированию, сами они -- увольнению.
Когда в свое время ввели ЕГЭ я новость воспринял не без энтузиазма (правда, такое восприятие было и остается довольно непопулярным), поскольку единый экзамен открывает дорогу домашним школам. Мне казалось, что это означает какие-то изменения в общественном восприятии семьи и всякого такого. Похоже, нет.
Хотя, конечно, делать общие утверждения нелегко. Мне доводилось знать целые классы семей, где, не будь обязательного образования, дети бы росли трын травой и даже читать бы не научились. Есть и научные работники, вышедшие из таких семей.
Другое дело, что не видно причин, по которым все эти вопросы нельзя было бы решать процедурным способом.
Здесь была целая страна, в которой люди становились научными работниками, потому что для них были закрыты другие пути. Не вижу в этом ничего особенно хорошего, и ничего специально ужасного в том, что кто-то поздно научится читать и будет работать трактористом или плотником.
Главное же тут то, что я не готов санкционировать изъятие детей от родителей и отправку их в детские дома на том основании, что угроза такого изъятия создаст кому-то из детей подходящие условия, чтобы он стал научным работником.
Сейчас в России обязательное образование вовсе не тождественно сдаче детей в казенный дом. Можно обучать детей дома и задачей родителей является не доводить до состояния, когда из первого начинает следовать второе.
А положение о том, что были закрыты другие пути, кроме как становиться научным работником, я понимаю как что-то абстрактное: всегда можно было работать плотником.
Нашей с вами задачей не является ставить задачи родителям. Они нам не подчиняются и не обязаны интересоваться нашими мнениями. Наша гражданская ответственность состоит в том, чтобы ставить задачи государству и правительству.
Задачу по изъятию детей из семей, которые с чьей-то там точки зрения доводят до чего-то там ситуацию с обязательным образованием, я категорически отказываюсь перед государством ставить. Настаиваю и требую, чтобы оно прекратило этим заниматься.
Положение о том, что были закрыты другие пути, кроме как становиться научным работником, является общеизвестным и стандартным. Не всех привлекает карьера плотника, некоторые предпочли бы стать бизнесменами и проч.
Я не думаю, что мы с Вами ставим задачи перед родителями. Я, например, нахожусь там, где нахожусь, именно потому, что не хочу ставить задачи перед кем бы то ни было. При этом я принимаю наличие определенных граничных условий, от которых зависит такое мое существование. Среди прочих таким условием является всеобщее образование. В том числе потому, что оно делает возможной (но, к сожалению, далеко не необходимой) саму проблему "я не хочу быть плотником, но не могу быть бизнесменом".
Применительно к ситуации с семьей отшельников я подло рад, что мне жизнь не подкидывает таких моральных задачек, как санкционирование отъема детей из семьи, но одновременно я не могу не испытывать неодобрение по отношению к родителям в этой семье, которые сознательно перед кем-то такую проблему поставили. У них (как и у всех семей в современной России) была возможность оформить обучение детей дома, чего они предпочли не делать и тем самым перед кем-то эту моральную задачу поставили.
= я не могу не испытывать неодобрение по отношению к родителям в этой семье, которые сознательно перед кем-то такую проблему поставили= Родители, как раз, ни перед кем, никаких проблем не ставили. Они все взяли на себя. Чиновники же почему-то решили, что это - взятие на себя, то есть игнорирование их, как раз и является проблемой, которую они, чиновники, должны как-то решить. И я подозреваю, что чиновников беспокоила не моральная сторона вопроса, которой как таковой нет в данном случае, а страх, что может быть, где-там, в близком или далеком будущем, им придется за это отсчитаться перед своим начальством.
Я не знаю, какие страхи могут беспокоить чиновников: мне эти люди незнакомы и что у них творится в душе мне неизвестно. Меня интересует эта история в контексте (в широком смысле) закона об образовании. С формальной точки зрения закон регламентирует не способ получения образования, а критерии, по которым факт образования считается состоявшимся. Существует вполне знаконная возможность получать образование дома. Она предполагает определенные действия со стороны родителей (не детей), которым, предположительно, больше 18 лет и потому за свои действия отвечают. В частности, предполагается заключение договора между школой и семьей, который предполагает прохождения итоговых и промежуточных аттестаций. Опять же формально, ребенок обязан приходить в школу только для аттестаций. Отец семейства заявил
Они мне предложили заключить договор со школой, но я им прямо сказал, что имею право обучать детей дома, без всяких на то договоров
Естественно возникает вопрос, что за договор ему предложили, потому что договор не предполагает обязательного обучения не на дому. Формально по договору детям должны бесплатно выдаваться учебники и пособия, плюс есть возможность оговорить посещение конкретных занятий (например, скажем, лабораторных работ), что не является обязательным. Плюс, как я понимаю, по идее по факту договора семья имеет право получать от государства какую-то субсидию на образование.
В России от чиновников можно ожидать какого угодно самодурства. Что же произошло в данном конкретном случае, непонятно.
User nskld referenced to your post from No title (http://nskld.livejournal.com/73963.html) saying: [...] Я тоже дам эти ссылки на страшное. http://posic.livejournal.com/686919.html#comments [...]
no subject
Date: 2011-10-29 09:19 pm (UTC)Хотя существование этого права явно не акцентируется в законодательстве, тем не менее мне оно кажется вполне естественным. И обязательность именно школьного общего образования это право обеспечивает.
no subject
Date: 2011-10-29 09:24 pm (UTC)Хотя существование этого права явно не акцентируется в законодательстве, тем не менее российскому чиновничьему классу и его симпатизантам из числа так называемой интеллигенции оно кажется вполне естественным. И обязательность именно школьного общего образования это право обеспечивает.
no subject
Date: 2011-10-29 09:40 pm (UTC)К несчастью, я имею довольно длительный опыт наблюдения за идиотами, приехавшими в глухую деревню за тем "чтобы стать ближе к земле", за процессом их десоциализации, и за дальнейшей судьбой их детей. "Устав от шумного мегаполиса", ага.
Кстати, насчёт прав ребёнка - когда, всё-таки, он приобретает право на личный социальный опыт (не возможность, а именно право)?
no subject
Date: 2011-10-30 07:47 am (UTC)Вопрос лжив по сути своей. В реальности речь идет о праве на проживание в детском доме.
Пока ребенок остается ребенком, за него решают родители. Когда он становится взрослым, он решает за себя сам. Чиновники из "опеки" могут идти на все четыре стороны. Их служба подлежит расформированию, сами они -- увольнению.
no subject
Date: 2011-10-29 09:45 pm (UTC)Хотя, конечно, делать общие утверждения нелегко. Мне доводилось знать целые классы семей, где, не будь обязательного образования, дети бы росли трын травой и даже читать бы не научились. Есть и научные работники, вышедшие из таких семей.
Другое дело, что не видно причин, по которым все эти вопросы нельзя было бы решать процедурным способом.
no subject
Date: 2011-10-29 10:07 pm (UTC)no subject
Date: 2011-10-30 08:22 am (UTC)Главное же тут то, что я не готов санкционировать изъятие детей от родителей и отправку их в детские дома на том основании, что угроза такого изъятия создаст кому-то из детей подходящие условия, чтобы он стал научным работником.
no subject
Date: 2011-10-30 05:04 pm (UTC)А положение о том, что были закрыты другие пути, кроме как становиться научным работником, я понимаю как что-то абстрактное: всегда можно было работать плотником.
no subject
Date: 2011-10-30 05:12 pm (UTC)Задачу по изъятию детей из семей, которые с чьей-то там точки зрения доводят до чего-то там ситуацию с обязательным образованием, я категорически отказываюсь перед государством ставить. Настаиваю и требую, чтобы оно прекратило этим заниматься.
Положение о том, что были закрыты другие пути, кроме как становиться научным работником, является общеизвестным и стандартным. Не всех привлекает карьера плотника, некоторые предпочли бы стать бизнесменами и проч.
no subject
Date: 2011-10-30 05:48 pm (UTC)Применительно к ситуации с семьей отшельников я подло рад, что мне жизнь не подкидывает таких моральных задачек, как санкционирование отъема детей из семьи, но одновременно я не могу не испытывать неодобрение по отношению к родителям в этой семье, которые сознательно перед кем-то такую проблему поставили. У них (как и у всех семей в современной России) была возможность оформить обучение детей дома, чего они предпочли не делать и тем самым перед кем-то эту моральную задачу поставили.
no subject
Date: 2011-10-30 09:53 pm (UTC)Родители, как раз, ни перед кем, никаких проблем не ставили. Они все взяли на себя. Чиновники же почему-то решили, что это - взятие на себя, то есть игнорирование их, как раз и является проблемой, которую они, чиновники, должны как-то решить. И я подозреваю, что чиновников беспокоила не моральная сторона вопроса, которой как таковой нет в данном случае, а страх, что может быть, где-там, в близком или далеком будущем, им придется за это отсчитаться перед своим начальством.
no subject
Date: 2011-10-31 02:00 am (UTC)Они мне предложили заключить договор со школой, но я им прямо сказал, что имею право обучать детей дома, без всяких на то договоров
Естественно возникает вопрос, что за договор ему предложили, потому что договор не предполагает обязательного обучения не на дому. Формально по договору детям должны бесплатно выдаваться учебники и пособия, плюс есть возможность оговорить посещение конкретных занятий (например, скажем, лабораторных работ), что не является обязательным. Плюс, как я понимаю, по идее по факту договора семья имеет право получать от государства какую-то субсидию на образование.
В России от чиновников можно ожидать какого угодно самодурства. Что же произошло в данном конкретном случае, непонятно.
No title
Date: 2011-10-30 03:22 pm (UTC)