Jan. 24th, 2014

Разумеется, мои симпатии всецело на стороне майдановцев. В той мере, в которой развитие событий производит впечатление, что противники режима Януковича не побеждают сейчас, -- а оно, к сожалению, производит такое впечатление, -- меня это очень огорчает.

В то же время и прежде всего, разумеется, Украина является для меня независимой страной, и в этом смысле требовать и настаивать я могу только на том, чтобы российские силовые структуры в украинских событиях не участвовали, чего и требую и настаиваю.
Пусть A -- точная категория, допустимые мономорфизмы и эпиморфизмы в которой мы будем называть просто "вложениями" и "сюръекциями"/"накрытиями"/... Пусть F и C -- два класса объектов в A, представителей которых мы будем называть "плоскими объектами" и "объектами кокручения". Допустим, что класс F замкнут относительно расширений в A, и всякий объект из A можно накрыть объектом из F.

Будем говорить, что объект Q из A имеет "коразмерность кокручения, большую или равную s", если существует конечная точная последовательность в A, в которой самый правый ненулевой объект равен Q, самый левый -- произвольный, а остальные, в количестве s штук, принадлежат C.

Лемма: предположим, что любой плоский объект в A можно вложить в плоский объект кокручения так, что факторобъект является плоским. Тогда всякий объект в A можно вложить в объект сколь угодно большой коразмерности кокручения так, что факторобъект будет плоским.

Доказательство: индукция по коразмерности кокручения s. Всякий объект имеет коразмерность кокручения не меньше нуля, так что база очевидна. Допустим, что мы уже научились вкладывать произвольный объект в объект коразмерности кокручения s с плоским фактором, и сделаем то же самое для коразмерности s+1.

Пусть X -- произвольный объект из A. Согласно предположению, существует сюръекция G → X, где объект G плоский. Обозначим ядро этого отображения через Y и вложим его в объект Q коразмерности кокручения не меньше s так, чтобы коядро H = Q/B было плоским. Пусть Е -- расслоенное копроизведение Q и G над Y; тогда объект E плоский как расширение объектов H и G, а ядро Q сюръективного отображения E → X имеет коразмерность кокручения не меньше s.

Вложим теперь плоский объект E в плоский объект кокручения P так, чтобы коядро D = P/E было плоским. Тогда коядро R = P/Q композиции Q → E → P является объектом коразмерности кокручения не меньше s+1. Объект X естественным образом вкладывается в R с коядром D. Лемма доказана. Заметим, что мы даже построили для нашего объекта R точную последовательность с s+1 средними членами слева от R, являющимися плоскими объектами кокручения.
Пусть R0 ← R1 ← R2 ← … -- проективная система нетеровых коммутативных колец и сюръективных отображений между ними. Пусть R = limn Rn -- ее проективный предел, рассматриваемый как топологическое кольцо, и пусть In ⊂ R -- ядра естественных сюръективных гомоморфизмов R → Rn. Пусть F -- плоский R-контрамодуль; согласно разделу D.1 текущей версии контрагерентного текста (на positselski.narod.ru), это значит, что F = limn Fn, где Fn -- плоские Rn-модули и Fn+1 → Fn -- сюръективные отображения, отождествляющие Fn с RnRn+1 Fn+1.

Как известно, плоские модули кокручения над нетеровым кольцом S суть в точности произведения по точкам спектра S свободных контрамодулей над пополнениями Sp^ локализаций Sp кольца S по соответствующим простым идеалам. Предлагается следующая конструкция функториального отображения плоского S-модуля G в плоский S-модуль кокручения: для каждого простого идеала p кольца S, взять естественное отображение из G в p-адическое пополнение Gp^ плоского Sp-модуля Gp = SpS G, потом перемножить по всем p.

Пользуясь известным фактом полноты стандартной теории кокручения в категории S-модулей, можно, наверное, показать, что отображение это (не лишенное, кажется, каких-то там свойств слабой универсальности) инъективно с плоским коядром. Далее предлагается попробовать собрать проективную систему плоских Rn-модулей кокручения из таких конструкций, примененных к Rn-модулю Fn для каждого n, и сделать из этого вложение нашего плоского R-контрамодуля F в плоский R-контрамодуль кокручения (в каком-то там смысле).

Update: в самом деле, из вышесформулированного описания плоских модулей кокручения над S ясно, что всякий гомоморфизм из плоского S-модуля G в такой S-модуль факторизуется через ∏p Gp^. Чтобы убедиться, что отображение G → ∏p Gp^ инъективно и коядро его является плоским S-модулем, рассмотрим естественное отображение G → HomZ(HomZ(G,Q/Z),Q/Z). S-модуль на правой стороне последнего отображения является плоским модулем кокручения, отображение это очевидно инъективно, и для любого конечно-порожденного S-модуля M отображение M ⊗S G → M ⊗S HomZ(HomZ(G,Q/Z),Q/Z) = HomZ(HomZ(M⊗SG, Q/Z), Q/Z) тоже инъективно.

Теперь отображение G → HomZ(HomZ(G,Q/Z),Q/Z) факторизуется через отображение G → ∏p Gp^, отсюда следует инъективность отображений M ⊗S G → M ⊗Sp Gp^ для всех таких M. Поскольку S-модуль ∏p Gp^ плоский, можно заключить, что плоским является и коядро морфизма G → ∏p Gp^. (См. лемму 3.1.6 и предложение 4.2.2 из книжки Jinzhong Xu, Flat covers of modules, Lect. Notes 1634, 1996.)

Profile

Leonid Positselski

February 2026

S M T W T F S
1 2 34 5 6 7
89 1011 12 13 14
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 14th, 2026 05:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios