[personal profile] posic
Я застал этот феномен на его нисходящей фазе и могу многое проиллюстрировать на своем примере. Мои родители были искренне увлечены своей математикой и выбирали себе задачи по признаку наибольшей увлекательности, а не полезности для карьеры. Карьеры их, в результате, не задались.

Наука для них, тем не менее, измерялась карьерными ступенями. Математические занятия их состояли в том, что они писали свои диссертации. Достижения знакомых и коллег выражались в том, что кто-то защитил докторскую, кто-то, с той или иной вероятностью, защитит ее в будущем, кому-то удалось защитить ее, хотя результаты до докторского уровня не дотягивают, кто-то (сами они, в том числе) никогда ее не защитят: докторского уровня работ нет.

Мне ставили пластинку, выступление академика А.Д. Александрова перед молодежью: "... Ученый и академик -- это понятия из разных сфер. Академик -- это звание. Ученый -- это иное, это нечто духовное... Наука -- дело святое. Диссертация -- дело коммерческое. Не следует этим пренебрегать -- но если вы хотите узнать, какой человек ученый, спросите, что этот человек сделал. ... Получил ли Нильс Бор Нобелевскую премию -- я не помню, кажется, не было у него Нобелевской премии. Бор -- это теория Бора..." и так далее. Годам к 10-11, что ли, я уже не мог это больше слышать -- речь эта казалась мне потоком лютых банальностей, не вызывающих ни малейших возражений, но и не стоящих того, чтобы их произносить.

Когда, приходя пяти-шестиклассником писать Московскую городскую олимпиаду, я не получал никакой награды выше поощрительного приза и огорчался этому, мои родители возмущались. Мне рассказывали, что суть занятий математикой заключается в том, чтобы думать над одной задачей месяцами, а не в том, чтобы решать шесть штук за четыре часа. Приводился пример уважаемого знакомого математика, отличавшегося в свое время тем, что на олимпиадах писал решение только одной задачи, исследуя ее, однако, намного глубже, чем требовали условия задания, сформулированные организаторами для участников.

Когда, попав в 57-ю школу, я познакомился там с людьми, которые стали в индивидуальном порядке со мной заниматься той математикой, что была мне по-настоящему интересна, мои родители испугались, что этак мне будет скучно на младших курсах мехмата МГУ, программу которых я выучу еще до поступления, и безуспешно пытались притормозить. Когда в перестроечном 88-м году, в 15 с небольшим лет от роду, мне предстояло поступать на мехмат, мне разъясняли, на примере не сложившихся карьер папы и мамы, которым не удалось в свое время стать студентом мехмата и аспиранткой ВМК, насколько исключительное и судьбоносное значение имеют для меня, сдавшего уже к тому времени свой личный индивидуальный экзамен по аспирантскому учебнику алгебраических групп и алгебр Ли, предстоящие вступительные экзамены по школьной математике, физике и литературе.

В мышлении моих родителей несовместимые ценности академического карьеризма и беззаветной преданности науке существовали в виде амальгамы противоположностей, та или иная из которых, в зависимости от обстоятельств, время от времени прорывалась на поверхность. Противоречие это так и осталось для них неразрешенным. Разрешить его пришлось мне и, говоря шире, думается, моему поколению.

Date: 2016-01-24 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
То-есть, что же получается - карьера измѣрялась диссертацiями? Если защитилъ диссертацiю такого-то уровня, въ этомъ и была карьера? (Работу за это давали автоматически, что ли?)

Date: 2016-01-24 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Работами труднее было меряться в условиях СССР, мне кажется. Какая-то работа была у каждого, и обычно в некотором грубо-приблизительном соответствии с дипломами. То есть, в какой-то степени, да -- повышали в должности после защиты/утверждения диссертации зачастую почти автоматически. Но при этом важнейшую роль играл географический фактор. В результате, параметры могли быть отрицательно скоррелированы, комплементарны.

Типичная история, которую рассказывали, была такая: Икс и Игрек -- два математика примерно одинакового уровня, к тому же, соавторы. Защитить докторские, оставаясь в Москве, им не позволили. Икс остался на мехмате МГУ кандидатом наук и доцентом, а Игрек уехал в Ярославль, защитил докторскую и стал там профессором. Но это была политика и интриги; по существу никто не сомневался, что уровень работ Икса повыше, чем у многих московских докторов.

Кстати, это последнее выражение я слышал позже и в совсем другой среде -- "уровень московского доктора наук (по математике)". В отличие от уровня провинциального доктора наук.

Date: 2016-01-24 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] chaource.livejournal.com
Мои родители были искренне увлечены своей математикой и выбирали себе задачи по признаку наибольшей увлекательности, а не полезности для карьеры. Карьеры их, в результате, не задались.

Какъ они это объясняли, что ихъ карьеры не задались? Антисемитизмомъ или отсутствiемъ везенiя въ жизни, или же тѣмъ, что недостаточно занимались карьерой и слишкомъ увлекались чистой наукой?

Я для себя объясняю свой научно-карьерный неуспѣхъ тѣмъ, что я былъ неспособенъ писать статьи въ требуемомъ количествѣ на требуемые сюжеты, слишкомъ это было для меня неинтересно, и въ результатѣ "перегорѣлъ" (внутреннее противорѣчiе между нежеланiемъ это дѣлать и попытками себя заставить) и вообще на нѣсколько лѣтъ потерялъ способность работать, въ самый критическiй моментъ. А также неудачи въ личной жизни сильно помѣшали мнѣ.
Edited Date: 2016-01-24 04:08 pm (UTC)

Date: 2016-01-24 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
В общем, я не задавал им таких вопросов. Антисемитизм, конечно, сыграл свою роль в том, что их не взяли туда и сюда, это мы все понимали. Но главное, независимо ни от каких обстоятельств было ясно, что если не получается у человека решать его любимые задачи или придумывать интересные новые задачи, которые ему удавалось бы решать -- значит, не получается. Не идет, так не идет. Или слишком медленно идет. В общем и в целом, это был их случай.

Но мама говорила иногда, что она неправильно выбрала себе научного руководителя. Она пошла к Д., чьи задачи показались ей наиболее интересными. А надо было идти в ученики к Г., кто помог бы ей в аспирантуру устроиться и вообще бы о ней позаботился. При этом Г. готов был ей помочь с устройством в аспирантуру, даже при том, что она была ученицей Д. Скорее всего, достаточно было просто вовремя к нему обратиться, но она не озаботилась или постеснялась. Зато она в результате она поехала по распределению в Северодонецк, где жить было, конечно, невозможно (химическая промышленность, кислотные дожди), но там она познакомилась с моим папой.
Edited Date: 2016-01-24 04:25 pm (UTC)

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 04:19 am
Powered by Dreamwidth Studios