Это вопрос не логической аргументации, а ощущения от предмета. В моем случае, это ощущение довольно старое; юзер roma может подтвердить, что я говорил что-то подобное около 1990-го года, что ли, т.е. в возрасте, наверное, меньше 18-ти. Так или иначе, у меня это ощущение сохранилось и вот теперь доехало до публикации в статье в Функциональном анализе. При этом можно сказать, что моя научная карьера в немалой степени была и остается построена на противоречии одновременного притяжения к этой зыбкой почве и осознания ее зыбкости.
Мои контрамодули, например -- это такой специальный способ иметь топологическую алгебру без топологической алгебры. Полуалгебры -- способ заменить топологическую алгебру Ли Вирасоро/Каца-Муди на дискретную полуобертывающую-полукообертывающую.
Можно привести какие-то доводы, но они не будут сами по себе слишком убедительны. Например, можно сказать, что вообще всякая топология (не гомотопическая) -- очень зыбкая почва. В отличие от произвольной группы, поля, коммутативного кольца, ассоциативного кольца и т.д., произвольное топологическое пространство -- объект достаточно ужасный. Реально работать и иметь дело можно только с очень конкретными, отчетливо отграниченными, достаточно узкими классами топологических пространств. Есть какие-нибудь локально компактные вполне несвязные топологические пространства, есть CW-комплексы, и т.д.
Добавление алгебраической структуры (топологическая группа и т.п.) улучшает ситуацию не настолько кардинально, как может на первый взгляд показаться, и вывод тот же самый: чтобы что-то можно было делать, класс топологических алгебраических структур должен быть конкретным, узким и отчетливо отграниченным. Мера зыбкости каждого отдельного участка этой почвы должен быть тщательно исследована и проверена, прежде чем по этому участку можно будет ходить.
Можно указать на примеры неожиданно возникающих проблем "как бы на ровном месте" и ошибок в работах разных авторов. Скажем, насколько я мог понять из книжек Бурбаки, факторпространство полного топологического векторного пространства по замкнутому подпространству не обязано быть полным. Верно ли это утверждение в частном случае топологических векторных пространств с линейной топологией, я просто не знаю. Ряд утверждений, приводимых без доказательств в работе Бейлинсона, упирается в этот вопрос (ответить на который не мог, когда я его спрашивал, и сам Саша). Характерно, что в этой его работе, в свою очередь, указываются и исправляются ошибки из ранее вышедшей книжки...
Другой пример -- ошибки и трудности в работах Гайцгори-Каждана по группам двумерных петель. Там используется язык не топологической алгебры, а инд- и про-объектов -- близкий, но на вид как бы более алгебраический; оказывается, что это совершенно не помогает. Категории векторных пространств расширяются до абелевых, но почва остается зыбкой. http://arxiv.org/abs/math/0302174 http://arxiv.org/abs/math/0406282
Для топологических пространств полнота смысла не имеет. Она имеет смысл для так называемых "равномерных" пространств - топологических пространств с дополнительной структурой, которая, грубо говоря, позволяет "сравнивать" между собой окрестности РАЗНЫХ точек. Равномерная структура есть, в частности, на всех метрических пространствах, а также на всех топологических абелевых группах (а на неабелевых их даже две). Для топологической абелевой группы (G,+) полнота определяется так: будем называть направленность (x_i) (т.е. последовательность, занумерованную произвольным частично упорядоченным направленным множеством I) направленностью Коши, если для каждой окрестности нуля U\subset G найдется такое i_0\in I, что для всех i,j>i_0 выполнено x_i-x_j\in U. Группа G называется полной, если она хаусдорфова и всякая направленность Коши сходится. Если G метризуема, то вместо направленностей Коши достаточно рассматривать последовательности Коши. Если G - нормированное пространство, то полнота G в указанном выше смысле равносильна его полноте как метрического пространства.
Примерно понятно... Интуитивное ощущение, что если снабдить алгебраические объекты топологией, то жизнь от этого станет только сложнее, поэтому таких вещей лучше по возможности избегать. Правильно?
Если так, то вообще-то есть немало примеров, когда вводить топологию на алгебраических объектах очень полезно. Особенно ярко это проявляется в комплексно-аналитической геометрии. Можно вспомнить, например, простое доказательство теоремы Грауэрта о прямом образе (Kiehl & Verdier), работы Серра 50-х гг. и т.п. (см. книгу Banica, Stanasila "Algebraic methods in the global theory of complex spaces" и последнюю главу книги Demailly). Другая серия примеров - последние работы Waldmann'a по "неформальному" деформационному квантованию.
чтобы что-то можно было делать, класс топологических алгебраических структур должен быть конкретным, узким и отчетливо отграниченным
Да, конечно. Произвольное (пусть даже локально выпуклое) топологическое векторное пространство или топологическая алгебра - вещь слишком общая. Но вот, скажем, банаховы алгебры или ядерные алгебры Фреше (два почти не пересекающихся класса) - уже вполне приличные товарищи.
Верно ли это утверждение в частном случае топологических векторных пространств с линейной топологией, я просто не знаю
Линейные топологии - особая статья. Функциональные аналитики их вообще не изучают, т.к. для аналитика основное поле - это поле действительных или комплексных чисел (ну или p-адических, но это уже считается экзотикой) - короче, какое-нибудь нормированное поле. Но если топология на основном поле отлична от дискретной, то векторное пространство с линейной топологией вообще не является топологическим векторным пространством (умножение на скаляр разрывно). Поэтому искать информацию о линейных топологиях в книжках с названием "Топологические векторные пространства" бессмысленно - там ничего об этом не будет. Вообще мое (возможно, ошибочное) ощущение таково, что линейная топология - вещь скорее алгебраическая, нежели аналитическая.
> Примерно понятно... Интуитивное ощущение, что если снабдить алгебраические объекты топологией, то жизнь от этого станет только сложнее, поэтому таких вещей лучше по возможности избегать. Правильно?
Нет. Что жизнь станет сложнее -- это только хорошо (написал же я, в конце концов, книжку про полуконтрамодули над полуалгебрами над кокольцами над некоммутативными кольцами). Просто сложная жизнь должна быть увлекательной и интересной сложной жизнью, а не невозможной сложной жизнью, состоящей из одних ошибок, подвохов и проблем. Какие-то подвохи и проблемы могут быть, но они должны образовывать скорее закрытый, чем открытый список, и возможность разработать эффективные средства преодоления препятствий должна существовать.
Меня как алгебраиста интересуют именно классы математических объектов, с которыми можно интересно работать. Класс топологических абелевых групп (векторных пространств, и т.п.) в целом таковым не является (как мы согласились). Если речь заходит о конкретных узких подклассах, то нужно обсуждать каждый из них по-отдельности (какие у них свойства, где они возникают, какие там есть интересные примеры и т.д.). Конечно, я при этом предпочитаю вещи с алгебраическим, а не аналитическим привкусом (такие как, например, линейная топология).
Вообще, если ваш вопрос был о причинах невысокой популярности гомологического функционального анализа, то напрашивающийся ответ такой, что людей, склонных одновременно к алгебре и к анализу в такой степени, чтобы заниматься этой тематикой, вообще немного. Говорят, что и деятельность на стыке алгебры и анализа в комплексно-аналитической геометрии (аналитические пучки и т.п.) не очень-то развивается.
Вообще, если ваш вопрос был о причинах невысокой популярности гомологического функционального анализа, то напрашивающийся ответ такой, что людей, склонных одновременно к алгебре и к анализу в такой степени, чтобы заниматься этой тематикой, вообще немного.
Нет-нет, вопрос был не о том. Я просто хотел понять смысл той фразы из Вашего препринта, не более того. И Вы вполне исчерпывающе ответили, спасибо.
А насчет невысокой популярности гомологического функционального анализа - тут я и сам, кажется, знаю ответ. Первую причину Вы назвали, а вторая в том, что в гомологической теории банаховых (именно банаховых!) алгебр, скажем так, слишком уж много очевидных гробов. Ну не странно ли, что мы не можем сосчитать глобальную размерность алгебры непрерывных функций на отрезке? А про (ко)гомологии Хохшильда конкретных банаховых алгебр известно лишь (за редкими исключениями), когда они равны нулю, а когда нет. А чему они равны, если не нулю, обычно неизвестно (как правило, это нечто нехаусдорфово). Напрашивается вывод, что для банаховых алгебр традиционные гомологические инварианты - вещь не настолько информативная, насколько хотелось бы. С ядерными алгебрами Фреше, кажется, ситуация заметно лучше, хотя и изучена меньше.
no subject
Date: 2012-12-20 10:30 pm (UTC)no subject
Date: 2012-12-22 10:12 am (UTC)is a treacherous ground which is better avoided whenever possible.
Лёня, а можно объяснить, почему так?
no subject
Date: 2012-12-22 11:59 am (UTC)Мои контрамодули, например -- это такой специальный способ иметь топологическую алгебру без топологической алгебры. Полуалгебры -- способ заменить топологическую алгебру Ли Вирасоро/Каца-Муди на дискретную полуобертывающую-полукообертывающую.
Можно привести какие-то доводы, но они не будут сами по себе слишком убедительны. Например, можно сказать, что вообще всякая топология (не гомотопическая) -- очень зыбкая почва. В отличие от произвольной группы, поля, коммутативного кольца, ассоциативного кольца и т.д., произвольное топологическое пространство -- объект достаточно ужасный. Реально работать и иметь дело можно только с очень конкретными, отчетливо отграниченными, достаточно узкими классами топологических пространств. Есть какие-нибудь локально компактные вполне несвязные топологические пространства, есть CW-комплексы, и т.д.
Добавление алгебраической структуры (топологическая группа и т.п.) улучшает ситуацию не настолько кардинально, как может на первый взгляд показаться, и вывод тот же самый: чтобы что-то можно было делать, класс топологических алгебраических структур должен быть конкретным, узким и отчетливо отграниченным. Мера зыбкости каждого отдельного участка этой почвы должен быть тщательно исследована и проверена, прежде чем по этому участку можно будет ходить.
Можно указать на примеры неожиданно возникающих проблем "как бы на ровном месте" и ошибок в работах разных авторов. Скажем, насколько я мог понять из книжек Бурбаки, факторпространство полного топологического векторного пространства по замкнутому подпространству не обязано быть полным. Верно ли это утверждение в частном случае топологических векторных пространств с линейной топологией, я просто не знаю. Ряд утверждений, приводимых без доказательств в работе Бейлинсона, упирается в этот вопрос (ответить на который не мог, когда я его спрашивал, и сам Саша). Характерно, что в этой его работе, в свою очередь, указываются и исправляются ошибки из ранее вышедшей книжки...
Другой пример -- ошибки и трудности в работах Гайцгори-Каждана по группам двумерных петель. Там используется язык не топологической алгебры, а инд- и про-объектов -- близкий, но на вид как бы более алгебраический; оказывается, что это совершенно не помогает. Категории векторных пространств расширяются до абелевых, но почва остается зыбкой.
http://arxiv.org/abs/math/0302174
http://arxiv.org/abs/math/0406282
no subject
Date: 2012-12-23 06:56 am (UTC)no subject
Date: 2012-12-23 10:07 am (UTC)no subject
Date: 2012-12-23 10:58 am (UTC)Если так, то вообще-то есть немало примеров, когда вводить топологию на алгебраических объектах очень полезно. Особенно ярко это проявляется в комплексно-аналитической геометрии. Можно вспомнить, например, простое доказательство теоремы Грауэрта о прямом образе (Kiehl & Verdier), работы Серра 50-х гг. и т.п. (см. книгу Banica, Stanasila "Algebraic methods in the global theory of complex spaces" и последнюю главу книги Demailly). Другая серия примеров - последние работы Waldmann'a по "неформальному" деформационному квантованию.
чтобы что-то можно было делать, класс топологических алгебраических структур должен быть конкретным, узким и отчетливо отграниченным
Да, конечно. Произвольное (пусть даже локально выпуклое) топологическое векторное пространство или топологическая алгебра - вещь слишком общая. Но вот, скажем, банаховы алгебры или ядерные алгебры Фреше (два почти не пересекающихся класса) - уже вполне приличные товарищи.
Верно ли это утверждение в частном случае топологических векторных пространств с линейной топологией, я просто не знаю
Линейные топологии - особая статья. Функциональные аналитики их вообще не изучают, т.к. для аналитика основное поле - это поле действительных или комплексных чисел (ну или p-адических, но это уже считается экзотикой) - короче, какое-нибудь нормированное поле. Но если топология на основном поле отлична от дискретной, то векторное пространство с линейной топологией вообще не является топологическим векторным пространством (умножение на скаляр разрывно). Поэтому искать информацию о линейных топологиях в книжках с названием "Топологические векторные пространства" бессмысленно - там ничего об этом не будет. Вообще мое (возможно, ошибочное) ощущение таково, что линейная топология - вещь скорее алгебраическая, нежели аналитическая.
no subject
Date: 2012-12-23 11:21 am (UTC)Нет. Что жизнь станет сложнее -- это только хорошо (написал же я, в конце концов, книжку про полуконтрамодули над полуалгебрами над кокольцами над некоммутативными кольцами). Просто сложная жизнь должна быть увлекательной и интересной сложной жизнью, а не невозможной сложной жизнью, состоящей из одних ошибок, подвохов и проблем. Какие-то подвохи и проблемы могут быть, но они должны образовывать скорее закрытый, чем открытый список, и возможность разработать эффективные средства преодоления препятствий должна существовать.
Меня как алгебраиста интересуют именно классы математических объектов, с которыми можно интересно работать. Класс топологических абелевых групп (векторных пространств, и т.п.) в целом таковым не является (как мы согласились). Если речь заходит о конкретных узких подклассах, то нужно обсуждать каждый из них по-отдельности (какие у них свойства, где они возникают, какие там есть интересные примеры и т.д.). Конечно, я при этом предпочитаю вещи с алгебраическим, а не аналитическим привкусом (такие как, например, линейная топология).
Вообще, если ваш вопрос был о причинах невысокой популярности гомологического функционального анализа, то напрашивающийся ответ такой, что людей, склонных одновременно к алгебре и к анализу в такой степени, чтобы заниматься этой тематикой, вообще немного. Говорят, что и деятельность на стыке алгебры и анализа в комплексно-аналитической геометрии (аналитические пучки и т.п.) не очень-то развивается.
no subject
Date: 2012-12-23 12:55 pm (UTC)Нет-нет, вопрос был не о том. Я просто хотел понять смысл той фразы из Вашего препринта, не более того. И Вы вполне исчерпывающе ответили, спасибо.
А насчет невысокой популярности гомологического функционального анализа - тут я и сам, кажется, знаю ответ. Первую причину Вы назвали, а вторая в том, что в гомологической теории банаховых (именно банаховых!) алгебр, скажем так, слишком уж много очевидных гробов. Ну не странно ли, что мы не можем сосчитать глобальную размерность алгебры непрерывных функций на отрезке? А про (ко)гомологии Хохшильда конкретных банаховых алгебр известно лишь (за редкими исключениями), когда они равны нулю, а когда нет. А чему они равны, если не нулю, обычно неизвестно (как правило, это нечто нехаусдорфово). Напрашивается вывод, что для банаховых алгебр традиционные гомологические инварианты - вещь не настолько информативная, насколько хотелось бы. С ядерными алгебрами Фреше, кажется, ситуация заметно лучше, хотя и изучена меньше.