[personal profile] posic
http://www.polit.ru/analytics/2008/11/08/valdman.html

Найшуль: <...> я хотел бы отделить мух от котлет по деривативам. Потому что мне эта вещь сама по себе чрезвычайно симпатична из-за моего математического происхождения. Математики только этим и занимаются, что делают деривативы. Т.е. они придумывают некоторые абстракции, потом начинают выяснять свойства этих абстракций. Оказывается, что некоторые свойства этих абстракций сами образуют некоторые абстракции и так далее.

Сейчас все говорят о минусах деривативов, а на самом деле у них колоссальные плюсы. И эти плюсы состоят в том, что они по-новому осуществляют категоризацию финансового рынка.

<...>

Вальдман: Вот, можно прыгать через веревочку, и если ты прыгаешь неправильно, то тебе резинкой по ногам дадут. И это как бы наказание за ошибку. Что касается деривативов, то надо было бы все-таки дать какой-то протяженный период для имитационной игры, когда они прыгают, но не через веревочку, а рядом с веревочкой - тренируются. А сразу давать им огромные деньги для того, чтобы они их вот в это пустили… Все-таки объем рынка деривативов составляет порядка 400 триллионов долларов. Это как бы вообще не существующие в природе деньги, разрушительной силы массы. Объем бюджета США, для сравнения, составляет около трех триллионов долларов.

Найшуль: У меня это вызывает только симпатию, честно говоря.

***

А я как математик думаю, что не может продуктивно развиваться научная область, у которой фундаментальным образом порочные основания. Какое-то время можно обходиться без оснований, конечно, но довольно быстро все это утонет в ошибках и остановится. С одной стороны частичное резервирование, кредитная экспансия и бизнес-цикл, с другой стороны периодические бейлауты; ну и какие еще после этого абстракции на абстракциях?

Date: 2008-11-10 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vinopivets.livejournal.com
Нет, в иррациональности корня из двух я никакой экспериментальности не вижу и видеть не могу: эксперимент всегда поставляет рациональные числа, ибо точность ограничена. Но иррациональности, квадратуры и пр. (да и оказательства) - это как раз достройка к непосредственно воспринимаемому, и сами аксиомы того времени, на мой взгляд (вероятно, не слишком просвещенный) отражают наблюдения. Построения и алгоритмы - абсолютно экспериментальные вещи (или я, может, что-то не понимаю, что известно математикам).
Аксиоматика, расходящаяся с чувствами, появилась через пару тысяч лет, разве нет? В общем, полистаю что-то по истории математики на ночь :)

Date: 2008-11-10 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Аксиомы как евклидовой геометрии, так и современной теории множеств подразумевают экстраполяцию непосредственно наблюдаемых свойств конечных объектов на бесконечные. Конечно, бесконечно малая точка и бесконечно длинная прямая линия -- гораздо ближе к чувствам, чем абстрактное бесконечное множество. Но все-таки экспериментальной наукой древнегреческая математика не была.

Построения циркулем и линейкой -- чисто умозрительные алгоритмы. Построить приблизительно с любой точностью заведомо возможно, а точное построение на чертеже (в эксперименте) заведомо невозможно. Если точное построение сложное, то и ошибка наверняка накопится очень приличная. Все, что можно сделать с алгоритмом построения, претендующим на абсолютною точность (а в этом состоит задача) -- это доказать его или опровергнуть.

Date: 2008-11-10 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
В общем, если вы попробуете просто вспомнить школьный курс геометрии, то вы обнаружите, что экспериментальная проверка на чертежах не играла в нем абсолютно никакой роли. Никто там не пытался, скажем, что-нибудь на чертеже померить, чтобы сравнить с посчитанным ответом, и т.п. Чертежи использовались, но не в целях верификации, а исключительно в роли подпорок для воображения, чтобы не держать картинку только в уме. Нарисуем чертеж -- посмотрим на него -- придумаем дополнительное построение -- запишем вычисление/доказательство в символьном виде -- проверять же на чертеже ничего не будем. Уроки же, где требовались точные чертежи, назывались "черчение", а не "геометрия". А ведь школьный курс геометрии традиционно следует путем, проложенным "Началами" Евклида.

Что касается квадратуры круга, удвоения куба, и трисекции угла, то это задачи, по существу, близкие к задаче о (ир)рациональности корня из двух, только более сложные. Древние греки не смогли их решить, а в 19 веке было доказано, что все они неразрешимы. Например, квадратура круга неразрешима, потому что пи трансцендентно.

Date: 2008-11-11 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] vinopivets.livejournal.com
Я регулярно сыну долдоню, что "геометрия есть искусство правильного рассуждения на неправильных чертежах" :)

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25 26 27 28293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 12:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios