Dec. 14th, 2023

https://posic.dreamwidth.org/2677990.html

Вот сейчас как-то очень отчетливо ощущается, что о себе (как о математике) я достаточно позаботился за последние четыре года. А о контрагерентных копучках -- совершенно недостаточно. Кто о контрагерентных копучках позаботится, если я о них не позабочусь?

Понятно, что были тяжелые годы коронапаники, когда минимальные условия для существования отсутствовали или находились под угрозой. Когда моя жизнь в Праге в любой момент могла стать невозможной, а ехать-то, собственно, некуда, почти везде все то же самое и т.д. Под этим давлением, хотелось максимально расширить спектр тематики, покрываемый моими свежими текстами, реализовать накопившиеся за годы идеи и задумки разного рода, чтобы укрепить свои позиции на случай, если придется снова искать работу. Хотя понятно было, что это не помогло бы, но делаешь что можешь. Но теперь ситуация переменилась, угрозы мыслятся другие. Тематический спектр достаточно расширен, и можно сконцентрироваться на основных направлениях.

Конечно, есть разница между учетом текущих обстоятельств при принятии текущих решений -- и неприемлемым приспособленчеством, капитуляцией, сдачей позиций. Сколь угрожаемым ни выглядело мое положение в 2011-13 годах в Москве, в 2015-17 годах в Хайфе или в 2020-21 в Праге -- я не пытался решать свои жизненные проблемы переключением на тематики Giant Resonance Mode. Я не решал вчерашнюю задачу Суперзвезды Имярек, не занимался бесконечность-категориями, конденсированной математикой и т.д. Я осуществлял свою исследовательскую программу, а не чужую. Обстоятельства повлияли на то, в каком порядке осуществлялись разные задумки в общих рамках моего большого проекта.

О контрамодулях я, в общем, позаботился. Надо позаботиться о контрагерентных копучках.
Под вечер сегодня приехал на работу, распечатал еще сто с гаком страниц в четырех статьях и одном корригендуме. Инсертеры, эквифайеры, инвертеры, изо-инсертеры (которые я уже по неграмотности начал называть в своих статьях изоморферами). Псевдопределы, слабые пределы, оп-слабые пределы, взвешенные бипределы. Австралийская теория категорий! Кажется, я уже почти понимаю определение взвешенного бипредела...
Что обсуждалось в середине декабря 2021 года -- https://borislvin.dreamwidth.org/3481789.html , https://bbb.livejournal.com/3770575.html
Длинные выдержки из остающегося под замком постинга от 13 декабря 2013 года. Слишком личное и чувствительное оставлено под замком и сюда не скопировано.

"Рант + план

Мне надоело. Что я вообще здесь делаю? Просто "зарабатываю себе на жизнь", что ли? Торговлей случайными процессами можно заработать намного больше. К тому же, этим можно заниматься в более приятном климате. И политическом тоже, да.

Встаю затемно, чтобы сходить на коллоквиум по логике на первом курсе? И уйти оттуда с чувством, что ни я, ни студенты как не знали до мероприятия, о чем там речь в этих вопросах билетов, так и после мероприятия не знаем? Ну, допустим, пока шла теория множеств, от меня была польза в плане, типа, встрять с глубокомысленным замечанием, вроде, что сохранение структуры при переходе к объединению цепочки полагается вообще-то проверять при применении леммы Цорна, как есть это там, собственно, самое главное. А теперь, когда исчисления высказываний и предикатов, я что там делаю? Сам, типа, никогда не мог понять, в чем разница между логической импликацией и правилом вывода, а теперь у меня студенты этого не понимают? Удивительное дело.

Кстати, вам не кажется, что от семинариста по логике можно было бы ожидать способности объяснить, например, как соотносятся словоупотребления "тавтология" в курсе логики и в бытовой математической речи (не говоря уже о литературно-гуманитарных и прочих)? Как говорится, этот вопрос интересует также товарища Андропова из Москвы. Если б я был у себя студентом, я б себе этот вопрос задал. Но рассчитывать на получение ответа не советую.

Они, впрочем, там вообще мало что понимают, эти студенты. Первокурсники, в смысле -- хоть по какому предмету. Алгебра, анализ. Выучено-заучено, копнешь -- проваливаешься в пустоту. Впечатление об уровне студента зависит не от студента -- оно зависит от того, сколько времени я уже провел в разговоре с ним. После первых пяти минут разговора думаешь -- ну, вот, нашелся умный первокурсник. Через полчаса остается один вопрос -- почему, дружок, тебя отсюда до сих пор не отчислили? В прошлые годы такого не было, между прочим.

Ладно, что говорить о студентах. Вернемся ко мне. Вообще, они меня в самом деле именно для этого взяли работать на факультет? Логику первого курса преподавать, не что-нибудь другое? Не алгебру второго, например (как я предлагал и как будто даже договаривался год назад, когда обсуждалась нагрузка), а именно логику первого? С суммарной нагрузкой при этом такой, чтобы никаких сил заниматься наукой, к тому же, не оставалось?

<...>

Самый видный элемент моей нагрузки на следующий семестр -- повторение прошлогоднего спецкурса по гомологической алгебре. Прошлогодний спецкурс, между тем, был весь записан на видео. Лафа студентам: хочешь, приходи на новую лекцию, хочешь, смотри такую же на экране старую. Можно даже то и другое, и сравнить. Интересно, будут ли снова записывать видео в этом году (вряд ли).

Нельзя ли все же как-нибудь попробовать придать смысл этой бессмыслице? Как заметил мне один наш магистрант, когда я в последний раз стал публично распространяться на тему "я перестал понимать, что я здесь делаю" -- у меня есть студенты-ученики. Собственно говоря, ко мне записаны семь человек. Два из них, допустим, маленькие; еще один, скорее, безнадежен. Но от остальных мог бы быть толк, от некоторых. Только занимаются они у меня сейчас, эти некоторые, от которых мог бы быть толк, -- неизвестно, чем.

Ясно, что Москва -- это сумасшедший дом (Moscow is an asylum, -- написала несколько лет назад в своем блоге моя умная племянница, -- No rules, no memory. Everyone in his own reality). Но все же я, преподающий на лучшем в Москве факультете математики -- логику первого курса! плюс прочее подобное -- и больше, почитай, ничего! -- это какой-то абсурд в квадрате.

Естественно, я пытался предложить уполномоченным решать эти вопросы лицам свои проекты продвинутых спецкурсов. Естественно, им это не показалось интересным. В уходящем семестре, хотя бы, у нас с Б.Ф. есть официальный семинарчик (о чем-то, все же, удалось договориться). Плюс, мои студенты, "от которых мог бы быть толк", ходили ко мне на пучки. А на гомологическую алгебру ко мне они ходили прошедшей весной (лучше бы, конечно, и на пучки ходили год назад, но кто ж тогда знал?.. ну ладно, это уже в прошлом).

Очевидно, нужно найти время и аудиторию, чтобы устроить вне официального расписания неформальный семинар для моих студентов и кто-захочет-примкнуть. И рассказывать там о предметах моих собственных научных интересов, плюс немного о-чем-студенты-спросят.

Кстати сказать -- отбросив отбрасываемое, прошло два года со дня моего последнего полноценного научного доклада в Москве. Еще раз: что я вообще здесь делаю?"

***

Через три месяца и четыре дня, 17 марта 2014 года, я вылетел в Прагу. На этом мое участие в преподавательском процессе на матфаке ВШЭ закончилось.
Вот так оно обычно и происходит. Может быть, тогдашний замдекана факультета по учебной работе, некто А., находил мало пользы для своих целей и интересов (в чем бы они ни состояли) в моей работе на факультете. Но мне кажется маловероятным, что он активно добивался моего ухода. Получилось, в общем, как оно у меня бывает, не без скандала. Вряд ли А. хотел того, что получилось.

Люди приходят к выводу, что им от меня меньше пользы, чем им хотелось бы, и вместо того, чтобы принять это как данность, пытаются переломить ситуацию, оказывая на меня давление. Стремятся к животному доминированию надо мной, пытаются подчинить меня своей воле. Это не работает. Незадачливые контрагенты несут издержки и в итоге остаются ни с чем.

Цели, к которым я стремлюсь в жизни, действительно сильно отличаются от тех, к которым стремятся почти все другие люди. По большей части, они перпендикулярны; не так уж редко и почти противоположны. В общем и в целом, мне удавалось использовать adversity в своих интересах. Мне очень повезло, что сумма обстоятельств моей московской жизни по состоянию на весну 2014 года однозначно указывала на отъезд. В Праге мы построили наклонно-конаклонное соответствие и доказали очень плоскую гипотезу.

Мне представляется, что люди, пытавшиеся манипулировать мной, как "по хорошему", так и "по плохому" (обычно вперемежку), сослужили этим не очень хорошую службу своим собственным интересам. Я остался самим собой, и стал самим собой; делаю ровно то, что считаю нужным; служу Богу своими какими-то способами. Властолюбцы жаждали власти; власти надо мной они не получили. Утолять властолюбие властолюбцев я не считаю нужным.
Page generated Dec. 26th, 2025 01:40 am
Powered by Dreamwidth Studios