Nov. 13th, 2021

восходящая к 1999-2002 годам и окончательно сформировавшаяся в предпоследний уикенд октября 2006 года, состояла в том, чтобы детально разработать большой объем концептуально прозрачного, но технически очень сложного материала в гомологической алгебре, разработкой которого никто никогда до меня не занимался.

Понятно, что технически сложных вещей в современной математике, особенно в алгебраической ее части, можно найти немало -- в алгебраической геометрии, теории мотивов, геометрической теории представлений и т.д. Но те сюжеты гораздо более популярны и каждым из них занимается сообщество исследователей, а не один человек. Причина этого, конечно, в том, что те сюжеты не без оснований считаются более важными.

Техническими вершинами моей деятельности стали две монографии -- одна книжка по полубесконечной гомологической алгебре, написанная в основном 2006-08 годах и вышедшая из печати в международном научном издательстве в Базеле в 2010 году, и один книжного размера препринт по контрагерентным копучкам, в основном написанный в 2012-14 годах и нуждающийся теперь в доработке.

Достигнув этих вершин, я как бы перевалил через хребет и перебрался из "московской" геометрической теории представлений и алгебраической геометрии, граничащих с современной матфизикой, -- в пражско-падуанскую или (шире) европейскую теорию ассоциативных колец и модулей над ними. В результате оказалось, что я знаю про коммутативную и некоммутативную теорию колец и модулей, а также теорию аддитивных и абелевых категорий, что-то такое, чего не знают традиционные специалисты.

В общем, можно сказать, что трюк состоял в том, чтобы приехать в Беэр-Шеву, Прагу и Падую не с пустыми руками, и это мне, действительно, удалось. Вытекающий из этого потенциал сотрудничества мы реализовывали на протяжении семи лет с 2015 по 2021.

Не очень понятно теперь, куда двигаться дальше. Если идея состоит в том, чтобы ключевые технические детали моих разработок были кем-то освоены и получили развитие, то для этого нужно постепенно набрать группу по-настоящему сильных аспирантов в Праге, которые хотели бы у меня учиться. Думаю, что это невозможно -- с точки зрения карьеры в академии, для такого аспиранта это был бы самоубийственный выбор. Как я повторяю с лета 2011 года, когда была придумана эта формулировка -- моя тематика и деятельность была и остается более трудной, чем интересной.

Другой подход, которому я пытался следовать, состоял в том, чтобы подготовить некоторый комплект вспомогательных или промежуточных текстов, разжевывающих отдельные аспекты трудных технических монографий в расчете на аудитории, которым могут быть интересны эти аспекты. Эффективность этого подхода пока не продемонстрирована. Нет свидетельств тому, что эти статьи кто-то читал и что-то существенное из них для себя извлек.

Можно писать обзоры по собственным работам. Один такой длинный обзор я написал еще в 2015 году, он оказался практически непубликабельным. Повлиял ли он на кого-то или на что-то, я опять же не знаю. Можно пытаться продолжить это направление, спускаясь дальше вниз, писать более короткие обзоры по более простым работам и т.д.

Больше 3000 страниц математического научного текста я написал за 15 лет. Есть ощущение, что 90-95% дела уже сделаны. Не очень понятно, что там есть по-настоящему важного среди оставшихся 5-10%.

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25 26 27 28 29 30 31

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 1st, 2026 04:45 am
Powered by Dreamwidth Studios