Oct. 7th, 2014

Вот, видимо, три-четыре простейшие концепции-модели, объясняющие складывающуюся здесь обстановку:

1. Как помнят многие из школы, есть такой "закон Паскаля" -- что в жидкостях и газах сила давления во всех точках и направлениях одинаковая. В Израиле это метафорическое "давление" вообще выше, чем в других местах; а вблизи новых репатриантов, очевидно, оно особенно повышается -- вокруг каждого из них/нас создается такая "зона высокого давления", оказываемого всеми на всех и каждого. Т.е., с одной стороны, давлению (экзогенно или эндогенно генерированному, это уж я не знаю) подвергаются окружающие -- рядом стоящие (в чьих-то там глазах) с этим новым репатриантом местные израильтяне (чтобы они его, типа, "абсорбировали") -- а с другой стороны, сильное давление оказывается и на него самого (чтобы он, типа, "абсорбировался").

Что бывает, когда на меня пытаются оказывать давление -- кто присматривался, тот знает.

2. Чем это мотивировано? Ну, здесь как бы наполовину страна, наполовину военный лагерь (такая уж жизнь). Прогнать человека в окружающую пустоту из военного лагеря нельзя, он же там пропадет -- то есть нужно найти ему какое-то место. Пристроить где-нибудь по-быстрому -- потом, глядишь, от него вдруг польза выйдет (а, чуть что, прогонять -- так это и на остающихся деморализующее действие оказывать будет).

Другими словами то же самое: тут же почти все в армии служили или служат, да? Ну, я там не был, но можно себе представить: вот есть сержант, у него взвод новобранцев. Каждый думает, что он очень талантливый и весь из себя особенный. А тут еще у него еврейская мама, считает своего сыночка самым умным ребенком на свете. У сержанта в этой обстановке, натурально, одна забота -- доказать каждому из них, что он здесь не у мамы и такой же, как все остальные. Возможность того, что кто-то на самом деле отличается от других или понимает что-то лучше сержанта, выведена за пределы его кругозора и полномочий целиком и в принципе. Он здесь поставлен доказывать обратное, а что не так, то не к нему. На то, наверное, генерал нужен.

3. "Стояние за правду" -- русско-православная идея, которой вряд ли сыщется такой уж прямой аналог у евреев или израильтян. Помимо того, отношение к научной или иной творческой гражданской работе как к роду самоотверженного подвига только и может существовать в краю, где с непреодолимостью личной и национальной обреченности все давно смирились. С такой армией, как в России (когда кто-то там берет на себя риск потери отсрочки => мучительной смерти, чтобы закончить кусок научной работы, и т.п.)

С такой армией, как в Израиле -- кому хочется подвигов, вот для них самое место. Там в них и смысл-польза-необходимость есть к тому же (а не то, что рисковать жизнью-судьбой ради писательства без читателей). Но моральные силы человеческие имеют свои пределы. Привыкший рисковать собой в бою ожидает стабильности и гарантий на гражданке. В университет он идет за обеспеченной жизнью, а не искать опасностей свободого творчества. Отсюда и тяга к квиютам, кстати (это только мне кажется, что если завтра убьют на войне, так тем более нечего сегодня за пенсию переживать; у реальных, неметафорических военных людей другая психология.)

4. Как всегда объясняли, почему московская улица такая опасная, сравнительно с типичной развитой страной: шпаны и гопников хватает и там, и там, но города исторически свободных стран более сегрегированы, а в Москве все перемешано. В американском городе есть плохие и хорошие районы, а в Москве образованная публика с гопниками по одним и тем же улицам ходят.

Математическая академия, между тем, в Москве именно что сильнейшим образом сегрегирована, с 70-х годов еще. Гопники на мехмате, интеллигенты на матфаке. Взаимно отказываются друг друга вообще за математиков признавать, практически (ну, как гопник с интеллигентом друг друга за людей не считают взаимно). В Израиле этой сегрегации меньше (при том, что архетипические фигуры "гопника" и "интеллигента" в сознании представителей русской общины, натурально, отпечатаны, поскольку не могут не -- а местные сабры, я не знаю, что об этом думают, и думают ли вообще -- я, к сожалению, с нерусскоговорящими математиками здесь до сих пор общался мало, и известных мне огранизационно-административных последствий это общение не имело).

5. Вот и получается, что я вижу перед собой в роли как бы начальника -- гопника, агрессивно пристающего к интеллигенту. А он видит перед собой (основываясь на содержании моих с ним бесед) -- недоумка, подобных которому он видел пачками, с неизвестного бодуна припершегося в Израиль учить местных жителей морали и нравственности.
Про Голода и Горенштейна -- http://positselski.narod.ru/golodgoren.ps
Про Горенштейна -- http://arxiv.org/abs/1302.0390
Про Голода -- http://www.math.ucla.edu/~jburke/golod_and_hh.pdf

(Внутрь ни той, ни другой статьи практически не заглядывал, не знаю, про то ли у них, про что я не дописал весной 2011 года, или еще про что. Просто заметил сходство на уровне заголовков, плюс ссылки на мой мемуар.)
http://qui-vadis.livejournal.com/181807.html (коммент siyuv)

Вообще журнал qui_vadis (к-рый я недавно вновь для себя открыл, лично познакомившись с автором) оказался прекрасным источником впечатлений об математической академии вообще и в этой стране в частности...

P.S. Ср., кстати, http://posic.livejournal.com/1022755.html (заглавный постинг, разговор в комментах)
Page generated Sep. 28th, 2025 04:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios