[personal profile] posic
Проблема эмиграции состоит в целом в том, что люди, не ощущающие хода и направления развития событий в большом окружающем мире, оказываются застигнуты врасплох происходящими тектоническими сдвигами и катастрофами. Это приводит их в точку выбора между оставлением себя на произвол внезапно для них и опасно изменившейся обстановки на родине -- и той или иной формой капитуляции перед нравами и обычаями соглашающейся принять их чужбины. Оба варианта более-менее плохи, хотя в конечном итоге может выясниться, что какие-то из них намного хуже других.

Известные мне случаи с постсоветскими эмигрантами "большой волны" начала 90-х годов делятся примерно на тех, кто давно стремились к отъезду, но удерживались силой советской власти; тех, кто к отъезду не стремились, но оказались увлечены общим потоком; и, собственно говоря, большинство -- тех, кто этот поток, так сказать, сформировали, составили его основную массу. Мне трудно сказать, что двигало этими последними -- ухудшение или ожидание ухудшения материальных условий жизни, ожидание лучших условий на новом месте? Ощущение опасности, угрозы насилия, уголовного или политического? Просто страх перед неизведанным, неизвестными постсоветскими перспективами?

Так или иначе, я всегда жил по своему собственному, а не по общепринятому графику. В начале 90-х мне было комфортно в Москве -- и я остался, хотя родственники и друзья уезжали. Пустота вокруг, вызванная их отъездом, начала ощущаться и сказываться -- и я начал вести переговоры об условиях временных деловых поездок заграницу, закончившиеся визиторством в Гарварде осенью 94 года и аспирантурой там же с осени 1995.

Постдоки закончились, публикаций не было, перспективы работы по специальности за границей больше не просматривались, -- а российская "стабильность" нулевых годов, при всей ее отвратительности в идеологическом и политическом отношении, предоставляла некое окно возможностей для научной работы, -- и я вернулся осенью 2003 года в Москву. Уехать в тот же Израиль в середине 00-х и попасть под каток необходимости зарабатывать себе на жизнь любой работой, за которую платят, было бы, увы, глупо.

В мае 2004 года у меня было 5 публикаций в рецензируемых изданиях, все они достаточно короткие журнальные статьи. Из них четыре вышли из печати в 1991-95 годах, т.е., за три-семь лет до защиты диссертации Ph.D. в 1998 году, и только одна (с двумя соавторами) была опубликована после получения степени Ph.D., в 2002-м.

Как стало ясно впоследствии, период 2003-04 годов пришелся примерно на середину некого необычно длинного производственного цикла. Мои ключевые идеи и основные результаты 1995-2003 годов были доведены до ума и обнародованы хотя бы в Архиве только к концу лета 2010 года.

В мае 2011, когда я подавал заявление на позицию доцента в Вышке, у меня было 10 публикаций в рецензируемых изданиях (в том числе две монографии и восемь журнальных статей), и еще 2 (одна тонкая книжка и одна длинная статья) на разных завершающих этапах выхода из печати. База данных MathSciNet знала 81 несамоцитирующую ссылку на мои работы -- http://posic.livejournal.com/600529.html .

Разумеется, "стабильность" нулевых годов означала на самом деле отложенный кризис; с годами это становилось все нагляднее. Застрять в Москве и попасть под каток разрушающей самую ткань жизни социально-политической катастрофы было бы еще глупее.

Избранная мною по факту стратегия состояла в том, чтобы поставить себя в положение, когда по мере ухудшения общественно-политической обстановки я окажусь под действием выталкивающих сил, действующих со всех сторон. В середине октября 2013 я получил официальный отказ в утверждении моей докторской диссертации из Минобрнауки. К концу осеннего семестра в Вышке я был уже совершенно на взводе безотносительно всякой большой политики.

В мае 2014 года, когда принималось решение об отъезде в Израиль, у меня было 14 публикаций в рецензируемых изданиях (в том числе три монографии и одиннадцать статей), и еще одна статья с полученной первой рецензией и близкой перспективой принятия к печати. База данных MathSciNet знала 156 несамоцитирующих ссылок на мои работы -- http://posic.livejournal.com/1064387.html .

Я не уехал бы в марте 2014 в Прагу и потом уже в мае окончательно в Израиль, не случись вторжения на Украину и всего сопутствующего очевидного, кардинального -- не сказать даже ухудшения -- обрушения политической ситуации в России. Но встал и уехал я с такой легкостью потому, что готовился и приготовился к этому решению на протяжении многих предшествовавших лет, шел и пришел к этой точке.

Решение дилеммы эмиграции состоит в том, чтобы видеть и понимать мир, в котором вы живете, смотреть на него открытыми глазами. Не то, чтобы это позволяло уцелеть -- ничего вообще не позволяет уцелеть, каждая индивидуальная история, как известно, это история поражения -- но это помогает выйти из положения беспомощной жертвы обстоятельств.
(will be screened)
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25 26 2728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 03:35 am
Powered by Dreamwidth Studios