Jan. 15th, 2023

- максимизировать свою эффективность по делам, которыми я хочу заниматься -- делать их как можно лучше и быстрее;
- минимизировать свою эффективность по делам, которыми я не хочу заниматься -- делать их как можно медленнее; и либо очень плохо, либо наоборот, с никому не нужным бессмысленно завышенным качеством, используя перфекционизм как средство саботажа.

Казалось бы, тут есть противоречие. "Поспешишь -- людей насмешишь." Очень быстро не может быть очень хорошо, считает народная мудрость. Неправильно считает. Если много заниматься тем, чем хочешь заниматься -- постепенно набираешь скорость без снижения качества. Так можно в итоге произвести много ценной продукции.

Казалось бы, зачем затягивать неприятные занятия? Вот есть неинтересное, неподходящее дело, его можно сделать за час, но я буду три дня прокрастинировать. Какой смысл? Зачем доставлять себе эти страдания, когда можно быстро покончить с ерундой и перейти к приятным, интересным, важным делам? Зачем терять ценное время на ерунду?

А не надо стесняться, по поговорке, больно бить себя, чтобы враги боялись. У необходимости заниматься неприятными делами есть источники, и эти источники имеют социальную природу. Попросту, это другие люди. Если сегодня я за час сделаю неприятное дело и займусь интересными, завтра они придумают способ поручить мне два неприятных дела, и я потеряю уже два часа.

Вот, и не надо стесняться время от времени преподавать всем этим людям ценные уроки. Лучше я потеряю сразу три дня, или даже три месяца, но в другой раз меня оставят в покое. Поручайте свои неприятные мне дела не мне, а кому-нибудь другому; делайте их сами. Если хотите видеть их сделанными в разумные сроки, или вообще, когда бы то ни было.

Таким образом, в идеале нужно 90% времени заниматься интересными делами и делать их в 10 раз быстрее и лучше, чем получилось бы у кого-нибудь другого. А оставшиеся 10 процентов времени заниматься неинтересными делами и делать их в 10 раз медленнее, чем получилось бы у кого-нибудь другого, и чтобы результат был не тот, который нужен заказчику. Тогда цифры "90 процентов" и "в 10 раз" будут с годами возрастать, сводя неприятные занятия к нулю.

Да, конечно, это называется имитацией инвалидности, постепенно перерастающей в культивацию инвалидности. Но моя мечта всегда была не в том, чтобы помереть здоровеньким, а в том, чтобы использовать жизнь как возможность сделать что-то по-настоящему важное.

Понятно, что вышеописанное есть сильное упрощение. Реальность сложнее, да. Без каких-то компромиссов не обойтись. Но множество неподходящих занятий я не постеснялся вытеснить из своей жизни успешным саботажем, и очень этим доволен. С годами становится полегче, конечно -- все чаще можно даже не саботировать, а прямо в лоб отказываться.
Как и всякую вещь (обобщенно понимаемой) экономической природы, труд можно измерить в натуральных количественных показателях. Количество труда, вложенного в написание текста, можно грубо измерить количеством страниц фиксированного формата, килобайт в файле, килобайт в zip-архиве того же файла, ударов по клавишам и нажатий на кнопку мыши и т.д. Можно пойти дальше и измерить количество часов, проведенных за клавиатурой, вычтя из него те часы, когда автор втыкал не в статью, а в Фейсбук. Дело не в том, каким из этих показателей пользоваться -- в грубом приближении они все пропорциональны.

Как со всяким натуральным показателем, значение его сильно зависит от сферы деятельности. Килограмм чугуна нельзя прямо сравнить с килограммом сахара. Сборник рассказов на 120 страниц трудно сравнивать с математической научной работой на 120 страниц. Множества людей, способных к производству того и другого, практически не пересекаются, учатся своему ремеслу они очень по-разному, и т.д. Возможно, 30-страничную статью по обыкновенным дифференциальным уравнениям тоже не сравнишь просто так с 30-страничной статьей по гомологической алгебре. Но в рамках одной достаточно узкой сферы деятельности сравнение натуральных показателей имеет смысл.

Люди не улавливают, что значит "независимость", что значит "не карьера, а призвание". Это можно объяснить, указав на очень особенную структуру предпочтений по работе, измеряя количество работы в означенных натуральных показателях.

Скажем, если выбор был бы прожить жизнь в относительной бедности, написав за жизнь 5000 страниц математического научного текста на интересные мне темы в (условных) рамках гомологической алгебры. Или прожить жизнь в гораздо большем достатке, написав за жизнь 500 страниц математического научного текста на неинтересные мне темы в тех же рамках гомологической алгебры.

Я надеюсь, все имеют представление, что бы я предпочел. (Подсказки: 3500 страниц я уже написал, а моя месячная зарплата в номинальных долларах США без учета инфляции сейчас намного меньше, чем осенью 1994 года, когда мне был 21 год от роду.)

Можно сформулировать и в более сильной форме. Допустим, я написал статью на 60 страниц, которую гипотетически можно опубликовать в более престижном издании. Но я считаю ее недописанной, недоделанной, неполной. Качество статьи "по гамбурскому счету" вырастет, если добавить еще много материала так, что длина ее вырастет до 150 страниц. Тогда, на мой взгляд, работа станет намного лучше, но будет менее публикабельной, опубликовать ее станет труднее и она выйдет из печати в менее престижном издании. Я предпочту вложить дополнительных полтора месяца напряженного труда, плюс 90 страниц, минус к престижности публикации. (За количество страниц мне никто не платит, естественно.)

Можно сформулировать и еще сильнее. В принципе, это отчасти, до определенной степени, продемонстрированное предпочтение. Я готов стоять насмерть за свое право писать научные работы на интересные мне темы в рамках гомологической алгебры. Если от меня потребуют написать научную работу на неинтересную мне тему или неинтересного мне содержания в рамках гомологической алгебры, я, с большой вероятностью, предпочту умереть.

Можно обсуждать, на основании всей совокупности продемонстрированных предпочтений, что в точности означает и чего не означает это высказывание, но в принципе я готов относиться к этому как к вопросу жизни и смерти. Это подтверждается опытом моей эмиграции в 2014-18 годах, когда я был готов скорее умереть, чем вернуться в Москву, но на временных позициях в Израиле продолжал писать про контрамодули и в развитие идей препринта про контрагерентные копучки, не отвлекаясь ни на какие модные сюжеты. Именно в эти годы "Суперзвезда Имярек" стала регулярным отрицательным героем моих блог-постингов.

Это называется "независимость". Это называется "не карьера, а призвание".

Profile

Leonid Positselski

December 2025

S M T W T F S
 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
1415 16 1718 19 20
21 22 23 24252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 26th, 2025 05:05 am
Powered by Dreamwidth Studios