[personal profile] posic
Газета "Антивоенный вестник" -- http://awvestnik.narod.ru/

Заявление, февраль 2004 --
http://www.sakharov-center.ru/news/news_chechnya.htm или
http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/631738.html?srch_section1=news&srch_section2=orgnews11/2/2004

11/2/2004

Заявление Общественной инициативы "За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение"

Более четырех лет назад Владимир Путин объявил о начале "контртеррористической операции" с целью обезопасить российских граждан от вылазок вооруженных отрядов Басаева, обвиненного также в причастности к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске (что так никогда и не было доказано). Были задействованы огромные материально-технические ресурсы. Армия получила полную свободу рук бомбить, зачищать, хватать, пытать и расстреливать. Не мешали ни российская пресса, ни западные лидеры. Результатом были новые массовые разрушения, гибель новых десятков тысяч людей, невыносимые страдания сотен тысяч оставшихся в живых. Причем силы Сопротивления (в том числе и отряды Басаева) продолжают действовать и пополняться, а российская армия продолжает терять в Чечне в среднем до 100 человек в месяц. Множатся и жертвы террористических актов на территории России. Никакие спецслужбы не в состоянии остановить террористов-смертников, ослепленных жаждой мести.

Об опасности такого развития событий правозащитники предупреждали Б.Ельцина и российское общество еще в начале первой чеченской войны. Но в 1999 году власть сделала свой окончательный выбор. Она "поставила" на охватившую общество и умело подогреваемую имперско-шовинистическую истерию. Она отвергла путь политического компромисса со сторонниками независимости Чечни, потребовав от них безоговорочной капитуляции, безоговорочного отказа от своих целей. Она не стала даже рассматривать возможность решения вопроса о независимости Чечни самим чеченским народом. Именно поэтому "операция по разгрому кучки фундаменталистов" вылилась в полномасштабную войну против народа, войну, в ходе которой этот народ подвергался и продолжает подвергаться массовому террору и издевательствам.

Мы считаем, что сделанный тогда российской властью политический выбор преступен, как преступны и все ее последующие практические действия в Чечне. Мы обвиняем российскую власть в гибели всех, кто погиб в ходе этой войны, будь то чеченцы или россияне, будь то люди с оружием или мирные граждане. Потому что гибель всех этих людей - результат осознанного политического выбора нашей власти. И не столь важно, кто стоит за последним взрывом в Москве: провокаторы из российских спецслужб, Басаев или мстители-одиночки. В любом случае этот взрыв - порождение продолжающейся чеченской войны. Мы считаем, что чеченский народ имеет право на выбор своего будущего. Мы считали и считаем законным право чеченцев на вооруженное сопротивление насилию в Чечне. Разумеется, мы не можем одобрять методы борьбы, жертвами которых становятся мирные граждане, пусть даже и виновные в попустительстве российскому террору в Чечне. Но мы считаем себя обязанными заявить следующее:

1. Терроризм порождается ожесточением, вызванным несправедливостью, совершаемой над чеченским народом. Вырвать корни терроризма можно, лишь покончив с этой несправедливостью.
2. Морально и политически оправданы переговоры с любыми террористами (даже с кремлевскими), если такие переговоры могут привести к соглашению, которое положит конец кровопролитию. Любые требования должны рассматриваться с точки зрения их справедливости, а не в зависимости от того, кто их выдвигает.
Мы неоднократно заявляли и продолжаем считать:
1) переговоры должны вестись российской стороной с теми людьми, которых чеченское Сопротивление признает своими лидерами;
2) основой переговоров должно быть принципиальное признание российской стороной права чеченского народа на самоопределение путем его свободного волеизъявления; предметом переговоров должны быть условия, сроки и механизмы такого волеизъявления;
3) оптимальным результатом переговоров может стать соглашение о передаче Чечни под временное международное управление и приглашении в Чечню международных миротворческих сил, причем должен быть согласован взаимоприемлемый список стран, которые предоставят свой миротворческий контингент для сохранения стабильности в Чечне в переходный период.
4) в соглашении должно быть оговорено, что
- российские вооруженные формирования выводятся из Чечни после вступления международных сил, а чеченское Сопротивление разоружается после ухода всех российских вооруженных формирований;
- окончательный статус территории Чечни решается ее народом после истечения переходного периода восстановления нормальной жизни.

К нашим представлениям о путях урегулирования чеченской проблемы весьма близок выдвинутый в свое время правительством ЧРИ "план Ахмадова". В последнее время этот план получил широкую известность, так как был поддержан целым рядом представителей демократической общественности как в России, так и за рубежом (в том числе большой группой депутатов Европарламента). Поэтому именно "план Ахмадова" может сегодня стать хотя бы предварительной общей объединяющей платформой антивоенных сил. Мы понимаем, что единственным непреодолимым препятствием к реализации "плана Ахмадова" (как и любого другого мирного плана) на сегодняшний день является упорство и амбиции путинского режима. Мы понимаем, что взывать к разуму и совести кремлевских временщиков бесполезно и что заставить их уступить может только мощное общественное давление, прежде всего внутри России. Поэтому мы обращаемся ко всем российским оппозиционным силам, ко всем оппозиционным кандидатам на предстоящих выборах: поставьте чеченскую войну в центр вашей критики путинского режима!

Путин пришел к власти через чеченскую войну. Его власть и сегодня завязана на то, что большинству народа удается внушать: "политика нынешнего режима в Чечне оправдана высшими государственными интересами, и нет другого выхода, кроме войны, которая все спишет...". Объяснить людям, что никакими "высшими интересами" нельзя оправдать жертвы, принесенные и Россией, и Чечней в этой войне, показать, что эти жертвы принесены ради корыстных политических интересов правящей верхушки, убедить общество в том, что есть другой достойный и разумный выход - значит спасти Россию.

8 февраля 2004 года

От Общественной инициативы "За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение": Александр Скобов, Юлий Рыбаков, Екатерина Молоствова, Борис Габе, Павел Викторов, Мирон Муждаба, Сергей Хахаев, Михаил Пушницкий.

Источник: Общественная инициатива "За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение"



Тезисы оргкомитета, декабрь 2002 -- http://awvestnik.narod.ru/n6/tezis.htm или http://www.chechenpress.com/news/2004/03/26/17.shtml

Тезисы Оргкомитета Общественной инициативы “За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение”

1. Уже почти три года идет очередная война в Чечне. Разрушены десятки городов и сел. Погибли десятки тысяч людей. Российских солдат, чеченских бойцов. Но больше всего — мирных жителей. Жизнь сотен тысяч других искалечена. Они лишились крова, имущества, привычной среды обитания, часто — родных и близких — и либо стали беженцами, либо влачат жалкое существование на пепелищах, систематически подвергаясь насилиям и издевательствам.

2. Россия ведет войну не против торговцев людьми и наркотиками, не против религиозного экстремизма и “международного терроризма”. Истинная цель этой войны — удержание территории Чечни под властью российского государства.

3. Неспособность военной машины России, несмотря на колоссальное превосходство в ресурсах, подавить вооруженное сопротивление в Чечне показывает: в сопротивление вовлечена значительная часть чеченского общества, сопротивление пользуется массовой поддержкой. Источник сопротивления — неприятие чеченским обществом российской власти. Российское государство для него было и остается чуждой, враждебной силой, несущей горе и смерть. Чеченский народ — главное препятствие на пути восстановления российской власти над территорией Чечни. Война в Чечне — это война России против чеченского народа.

4. Война против народа не может быть иной. Невозможно без систематического и массового насилия удерживать власть над народом вопреки его явно выраженной, решительной и устойчивой воле. Признавая право государства на насильственное удержание народов под своей властью любой ценой, приходится мириться с такими “издержками”, как массовая гибель людей, голод, холод и болезни в беженских палаточных лагерях, избиения и пытки в фильтропунктах, обезображенные трупы “исчезнувших” после задержания. Если же мы считаем такую цену недопустимой, мы должны допустить возможность отделения народа, не желающего жить под властью нашего государства.

5. Когда сохранение контроля над какой-либо территорией возможно лишь ценой постоянного и массового попрания элементарных прав людей, эту территорию населяющих, право государства на сохранение своей территориальной целостности должно отступать перед правом каждого народа на самоопределение вплоть до отделения и образование собственного государства.

6. Признание права на самоопределение не означает немедленного признания независимости Чечни. Оно означает лишь признание того, что решать свою судьбу в последней инстанции может лишь сам народ и только он.

7. Только принципиальное признание права чеченского народа на самоопределение может положить конец кровопролитию. Только оно откроет возможность перехода от военного противоборства к ненасильственным формам борьбы за определение будущего Чечни. Только оно создаст почву для переговоров между противостоящими сторонами. Только тогда у переговоров появляется и свой предмет: создание условий для свободного волеизъявления чеченского народа, результаты которого будут признаны окончательными Россией, мировым сообществом, самими чеченцами.

8. Наиболее продуктивным результатом таких переговоров могло бы стать соглашение о передаче Чечни под временное международное управление, опирающееся на миротворческие силы, солдаты которых не будут ненавидеть местных жителей как “мятежников” и сами не будут ненавидимы ими как “оккупанты”. Только такие силы при поддержке большинства чеченцев (в том числе и воевавших против России) смогут обуздать религиозных экстремистов и криминальные элементы, создать условия для восстановления нормальной жизни, построения гражданских структур, возвращения беженцев. Тогда только, через несколько лет можно будет провести референдум и передать власть администрации, избранной народом Чечни. Такой вариант в наибольшей степени отвечает истинным, а не мнимым, законным и справедливым интересам российского общества и государства: мирная, предсказуемая Чечня.

9. Только имперская спесь и страх нашей политической элиты перед тем, что совершенные ею в ходе этой войны преступления лишатся оправдания в глазах общества, мешают России встать на путь мирного урегулирования. Ведь “отпустить” Чечню — значит показать, что эта война была лишена смысла с самого начала. Поэтому власть делает все, чтобы не допустить осознания российским обществом необходимости и возможности прекращения войны путем переговоров между воюющими сторонами на основе принципиального признания права чеченского народа на самоопределение.

10. Только если общество осознает это вопреки усилиям власти, продолжение войны станет для власти опаснее ее прекращения. Оргкомитет Общественной инициативы “За мир в Чечне и признание права чеченского народа на самоопределение” призывает всех, чья совесть не позволяет мириться с тем, что происходит в Чечне и России, направить свои усилия на формирование массового движения, которое сможет заставить нынешнее государственное руководство либо предпринять немедленные шаги к прекращению гибели и страданий людей, либо уйти. Для этого мы считаем необходимым создание эффективно действующей организации, которая окажется в состоянии прорвать информационную блокаду и донести до сознания большей части общества несколько простых истин:

Война в Чечне — несправедливая, грязная, позорная, преступная колониальная война, и она не может быть оправданна никакими “высшими государственными интересами”. Нельзя принуждать какой-либо народ жить в составе нашего государства силой оружия и ценой крови. Народ Чечни, как и любой другой, имеет неотъемлемое право самостоятельно распоряжаться своей землей. Это не наша земля. И наши солдаты там — захватчики. Нельзя брать чужое. Оно все равно не пойдет в прок. Империи, скрепленные железом и кровью, обречены на гибель. Кровь не скрепляет фундамент единства общества, а, наоборот, неотвратимо разъедает его. Многонациональное государство может существовать лишь как добровольный союз входящих в него народов. Тот, кто не смог добиться такого согласия и встал на путь насилия и подавления, сеет ветер и пожнет бурю.

За вашу и нашу свободу!
(will be screened)
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 10:20 am
Powered by Dreamwidth Studios