[personal profile] posic
Первый момент настоящего выбора был где-то около 96-97 года, в гарвардской аспирантуре, когда вопрос ребром стоял -- заниматься ли задачами, условно, "московской мафии геометрической теории представлений" (моего тогдашнего научрука Д.К. и т.д.) или моими собственными (на тот момент, неизвестно даже, в чем состоявшими) задачами.

Выбор первого варианта предполагал определенный набор плюшек, среди которых, помимо прочего, могла быть и такая опция, чтобы мои идеи записывали в виде научных работ другие представители "мафии" (раз уж мне было тогда трудно самому это делать). Выбор второго варианта предполагал, что я остаюсь предоставленным самому себе (что, примерно, и произошло).

Карьерным последствием принятого решения стала необходимость возвращаться в Москву, сначала после принстонского постдоковского года на 99-00 учебный год, а потом снова после трех лет европейских постдоков осенью 2003 года. Научным результатом стало появление на свет производных категорий второго рода в 1999 году, моей версии гипотезы свободности Богомолова в 2001, и полубесконечной гомологической алгебры ассоциативных алгебраических структур в 2000 и 2002.

Все эти идеи оставались не записанными (кроме как в виде конспектов докладов, писем и т.п.) вплоть до второго момента настоящего выбора, который настал около 2004 года. Тогда вопрос ребром стоял -- уходить ли из математики, чтобы, уехав за границу каким-нибудь из доступных способов, зарабатывать чем придется в эмиграции, обрекая тем самым мои, по-прежнему не записанные, важнейшие математические идеи на скорое забвение -- или, оставаясь в Москве, пытаться все-таки пробить стенку моей юношеской неспособности писать длинные тексты.

Осознавалось тогда все это по-другому, но, в общем, именно тревога за политические перспективы и безопасность моего дальнейшего пребывания в России послужила триггером разворачивавшихся событий, приведших меня летом-осенью 2004 сначала в глушь степей южнее Киева, а потом и в психушку в Москве.

Результатом стала публикация моей статьи про гипотезу свободности Богомолова в 2005 году, толстой книги по полубесконечной гомологической алгебре в 2010, и мемуара про два рода производных категорий в 2011. В том же 2011 году вышли два препринта, в которых мои ключевые техники (отчасти в версии 2007 года, но восходящие в любом случае к 1999) впервые применялись к по-настоящему популярным (тогда, да и по сей день) задачам о матричных факторизациях.

Третий момент выбора настал, как сейчас видно в ретроспективе, где-то между осенью 2011 и осенью 2012 года. В начале этого периода стало вдруг заметно, что моя личность, работы и идеи привлекли некоторое внимание математиков из разных стран мира. Потом, где-то в декабре, обнаружилось, что на меня оказывается давление в смысле советов привести свою научную и публикационную активность в соответствие с доминирующей манерой (я бы сказал, имитации) научной работы.

Потом выяснилось, что у меня будут, после долгого перерыва, по две рецензируемые публикации за каждый из трех годов в интервале 2010-12, но ни одной -- в 2013 году, поскольку мои новые работы отвергаются редакциями. Кроме того, у меня появился случай отметить, что мои визовые проблемы не находят понимания коллег по профессии. Наконец, вполне или не вполне вне связи со всем вышеописанным, в конце лета 2012 стало достаточно ясно, что мой брак с З. обречен.

Все эти обстоятельства, видимо, указывали на то, что у меня могла быть в тот период более или менее реалистическая опция "капитуляции" перед международным математическим сообществом, с последующим получением умеренно приемлемой работы за границей на умеренно приемлемых условиях в умеренно отдаленной перспективе. Обращение, которому я подвергся, воспринималось, однако, как скорее оскорбительное, что предопределило мой выбор в пользу вступления в прямое противостояние мировому сообществу математиков вместо поисков путей компромисса или капитуляции на условиях сильнейшей стороны.

Ощущение противостояния подразумевало внутренний стимул к поиску способов усилить свою позицию, и несколько таких способов было найдено или использовано, начиная от публикации заявления о "противовизовой политике" и кончая защитой докторской в Москве против правил ВАКа.

Но важнейшим аргументом, или, лучше сказать, фактом, стала, как всегда, собственно научная работа. Весь период начиная с весны (для внешних наблюдателей, с осени) 2012 оказался посвящен написанию очень сложного текста про контрагерентные копучки (заголовок книги, являющийся названием вводимого в ней понятия, ради определения которого она написана), достигшего в феврале 2014 длины в 248 страниц.

Предшествовавшая работа про слабо искривленные алгебры, писавшаяся с октября 2011 и обнародованная в феврале-апреле 2012, составила 167 страниц. Основная статья на популярную тему о матричных факторизациях, на удлинение которой в последних версиях поступали жалобы еще в конце 2011, снова выросла летом 2013 года с 68 до 110 страниц, приобретя тоже, в сущности, размер небольшой книжки.

Работа про контрагерентные копучки придала некоторую завершенность всей линии исследований про производные категории второго рода. По существу, была показана потенциальная применимость техник, связанных с контрамодулями и контрапроизводными категориями, к широкому кругу вопросов алгебры и алгебраической геометрии, от матфизики и теории представлений до алгебраической K-теории и алгебраической теории чисел.

Одновременно было продемонстрировано, что у меня (по-прежнему, как и 15-20 лет назад) есть более важные цели и интересы в жизни и научной работе, чем желание или необходимость вписаться в какое-нибудь сообщество или коллектив. Очевидно, что тексты на подобные темы и в подобном формате пишутся для науки, а не для карьеры (или, в любом случае, в гораздо большей степени для науки, чем для карьеры). Все понимают, что при наличии за плечами уже трех монографий в международных рецензируемых сериях, в общем числе всего лишь 14 рецензируемых публикаций за больше 20 лет научной карьеры, нет смысла садиться писать четвертую, пятую и шестую книги.

Если говорить все-таки о карьере и о перспективах трудоустройства на Западе, то сделанный выбор по факту состоял в том, чтобы потратить два года на попытку добиться более приемлемых условий такого трудоустройства, чем то, что мне предлагалось или предположительно могло быть предложено в 2012 году. Разумеется (как с русской зимой, наступающей очень предсказуемо, но всегда внезапно), я не знал тогда, сколько времени у меня осталось до наступления окончательной невозможности сколько-нибудь безопасного проживания в России, хотя неудача волны протестов 2011-12 годов могла бы навести на определенные выводы.

Сегодня возможности для усиления моей позиции в глазах, или по отношению к, международному сообществу математиков в основном исчерпаны. Процесс освоения моих ключевых идей и признания их значимости математиками мира развернулся и идет, но потребуются еще годы, если не десятилетия, чтобы плоды моих трудов по-настоящему созрели и масштаб их можно было наблюдать воочию. Сколько-нибудь ускорить этот процесс почти совершенно не в моих силах. Перечень остающихся пока неосуществленными моих проектов еще не исчерпан, но важнейшее, что я имел сказать, я сказал. Кончилось и время; окно возможностей для научной работы быстро закрывается.

Мое выживание и дальнейшие судьбы упираются сейчас уже не в научные, но в административные вопросы. Я мог бы, в принципе, согласиться жить в самых разных странах и работать на самых разных работах. Если сегодня кто-то из математиков мира заинтересован иметь меня как коллегу в своей стране или организации -- их дело разрешить возникающие в связи с этим проблемы, урегулировав вопросы с руководством университета, иммиграционным ведомством и т.д.

Если это окажется невозможным, я готов сменить профессию, переквалифицировавшись, например, в программиста и т.п., если спрос на меня в таковом качестве обнаружится в какой-либо из стран, куда я мог бы переехать жить. Перспектива моего физического выживания в России в обозримой перспективе после 1 марта 2014 года представляется мне весьма маловероятной.
(will be screened)
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

Leonid Positselski

January 2026

S M T W T F S
     12 3
4 567 89 10
11 12 1314 151617
1819 2021 22 2324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 07:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios