Leonid Positselski ([personal profile] posic) wrote2002-06-13 11:41 pm

О праздниках

http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=conceptualist&itemid=3325

Летом 1990-го года я и двое моих приятелей-математиков ехали на поезде в Москву, возврашаясь из Хибин, и беседовали. Один из нас рассказывал историю о том, как 85-м году два знакомых математика постарше поспорили о том, проживет ли СССР еще пять лет. В 90-м году Союз в каком-то виде еще существовал, конечно, но в общем нетрудно было поверить, что жить ему осталось недолго. В этой связи мы решили заключить на следующие пять лет какое-нибудь другое пари, а именно, по вопросу, в какой день будет в 95-м году отмечаться День Российской Армии. Были придуманы два приятных варианта: день Куликовской битвы и день Бородина. Но я был пессимистичен -- и я, увы, оказался прав.

Доколе?

[identity profile] bbb.livejournal.com 2002-06-13 03:30 pm (UTC)(link)
А почему не 9 мая? Вот уж победа так победа. Или можно еще битву под Москвой в 41-м взять, начало наступления.

Как раз Бородино - двусмысленно. Само сражение закончилось все-таки отступлением - то есть, фактически, поражением - русской стороны. Хотя, конечно, и не разгромом, что было целью Наполеона.

[identity profile] posic.livejournal.com 2002-06-14 10:49 am (UTC)(link)
9 мая -- это день Победы в последней, и очень недавней, большой войне. Мне трудно себе представить, как его будут вспоминать лет через 50 или 100. Вопрос именно про день Российской Армии, как институции и как профессии военных людей. Хочется, чтобы событие, с которым он будет связан, удовлетворяло двум условиям: (1) это была чистая оборона, и (2) это были действия армии, о которых не стыдно вспоминать в чисто военном, тактически-стратегическом, профессиональном плане.

Теперь взятие Берлина не очень подходит под (1) и совершенно не подходит под (2). Контрнаступление под Москвой хорошо подходит под (1), но не вполне подходит под (2). Неоднозначность результатов Бородинского сражения меня как раз не смущает. Не позорно вынужденно от-ступить перед намного сильнейшим противником, оказав упорное сопротивление и впоследствии его разгромив. Нет ничего стыдного в том, что русская армия была намного меньше наполеоновской. Но стыдно терпеть катастрофические поражения и ужасные потери исключительно из-за крайней некомпетентности командования, а ведь даже по версии ВОВ из школьных учебников оно так получается.